О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Материалы и публикации о безопасности | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
24 сентября 2020
17 сентября 2020
26 августа 2020
23 августа 2020
19 июля 2020
10 октября 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
9 октября 2019
9 октября 2019
Материалы и публикации о безопасности
Преемственность поколений российского общества.
Доктор философских наук, действительный член Академии военных наук. Председатель совета директоров Ассоциации МЕГАПИР
Вестник Военного университета. 2006. № 4.

    Совершенствование цивилизации в результате деятельности поколений осуществляется посредством вклада каждого поколения в этот процесс, а также через осуществление преемственной связи и сотрудничества многих поколений. В полном объеме показать и раскрыть цивилизационно-деятельностную и преемственную активность поколений российского общества невозможно в одной статье. Поэтому для повышения конкретности и глубины анализа можно остановиться на раскрытии преемственной связи поколений в утверждении, совершенствовании и пропаганде патриотизма.
    Патриотизм как явление национального согласия в обществе и качество гражданина государства сегодня актуален для российской действительности не в меньшей степени, чем в годы Великой Отечественной войны или другие трудные периоды отечественной истории.
    Разобщенность социальных слоев, разрыв взаимопонимания и взаимодействия граждан страны и государственной власти, низкая эффективность решения планов и программ развития общества, более 30 миллионов граждан, живущих сегодня за чертой бедности - эти и многие другие процессы, острые факты действительной жизни российского общества свидетельствуют об отсутствии духовного единства общества. Они указывают на то, что необходимы неотложные меры по восстановлению и укреплению духовных основ, выражающих общегражданские интересы основных поколений всех слоев и групп российского общества. Необходимо доверие населения центральным органам власти, власти субъектов Федерации, местному самоуправлению.
    Провозглашенный Конституцией России плюрализм идеологий и отказ государственной власти от идеологического обоснования своей деятельности в интересах граждан являются сегодня существенным тормозом достижения общенационального согласия. Идеологические позиции политических партий, движений и союзов определяют качественные и количественные несовпадения их интересов, интересов тех социальных сил, которые поддерживают те или иные политические и другие общественные организации.
    Государство, по Конституции РФ, не должно вмешиваться в идеологическую борьбу различных субъектов, сохранять свою нейтральность. Как бы не имея своей идеологии, как требует Конституция страны, государственная власть на деле активно вмешивается в идеологическое противоборство и привлекает на свою сторону то одну политическую партию, то другую, или какие-либо союзы и движения. Это свидетельствует о том, что законодательные институты и правительство, а также частично и судебная власть имеют политическую ориентацию, сходную с той общественной системой, которую удалось приблизить к государственной власти.
    Следствием могут быть два вывода, непосредственно связанные с проблемой преемственности поколений, духовного единства граждан России и состоянием их патриотичности.
    Во-первых, российское государственное управление реально имеет свою идеологию, что запрещено Конституцией РФ. Эта идеология «партии власти», которая оказалась в такой роли и приобрела более высокий социальный статус. Неявно, но государственная идеология в современной России существует и она не выражает интересы всех граждан. Это идеология какой-либо ведущей политической партии, которая и подстраивает партийные идеологические ориентиры под планы и программы институтов государственной власти. Но партийная идеология с необходимостью не отражает и не выражает интересы всех граждан, так как и политических партий, и их идеологий много. Такая позиция государственного аппарата России не делает ему чести. Государственная идеология как выражение общегражданских смысложизненных интересов и интересов самого государства должна формироваться органами власти и существовать самостоятельно. В сложившихся условиях плюрализма идеологий и метаний государственной власти от одних общественно-политических сил к другим общенациональное согласие невозможно. Незаметным станет и патриотизм.
    Во-вторых, государственные институты, придерживаясь идеологии той или иной общественно-политической коалиции, не способствуют консолидации общества и его поколений, а все более углубляют и обостряют идеологическое противоборство в обществе. Рассуждения представителей госаппарата о необходимости духовного сплочения граждан России в условиях множества идеологий, улучшении патриотического воспитания выглядят, по крайней мере, странно. На деле такие рассуждения декларативны и необоснованны.
    В сложившейся противоречивой обстановке важно, как представляется, искать надидеологические и внеидеологические средства и способы духовного объединения российских граждан. Конечно, при сохраняющейся множественности идеологий внутри российского общества и глубочайшем размежевании граждан по уровню и качеству жизни, данный поиск последовательным и непременно успешным не будет. Но такой подход более оптимистичен и имеет объективные основы в отечественной культуре.
    Уже много лет в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, научных диспутах, а частично – и в средствах массовой информации обсуждается проблема общенациональной идеи 1. Это плодотворное направление поиска духовных основ сплочения общества. Как бы ни формулировалась общенациональная идея, суть ее состоит в том, чтобы обратиться к исторически длительной, чрезвычайно богатой и многообразной, самобытной и многонациональной отечественной культуре. Одной из важнейших ее составляющих является патриотизм.
    В патриотизме всегда ярко выражены две основные составляющие: а) любовь к малой Родине, к месту, где человек родился, впервые увидел небо, впитал природу родного края и прошел становление как личность; б) любовь к Отечеству, государству как стране - к обществу, представителем и гражданином которого являешься.
    Патриотизм в общенациональной идее и духовной культуре российского общества имеет глубокие корни. Его можно анализировать по содержанию и формам проявления, использовать эти положения для патриотического воспитания новых поколений России. Данный подход наиболее активно изучается и обсуждается. С определенной ритмичностью, связанной с празднованием годовщин Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов или дня защитника Отечества мы обращаемся к бессмертным примерам патриотизма советских людей, воинов Красной Армии в эти грозные годы и его современному значению. Идеи и чувства патриотизма актуализируются и при праздновании различных событий отечественной воинской славы 2.
    Но почти не изучается патриотизм на уровне отношений самих граждан: межличностных, семейных, патриотизм поколений, социальных групп и слоев российского общества в прошлом и настоящем. Остается вне исследований патриотизм обыденно-практического, житейского уровня. Он не менее богат и возвышен, чем осознанный, теоретически оформленный и рационально - идеологически обоснованный патриотизм.
    Обращаясь к духовным основам Победы нашего народа в Великой Отечественной войне не совсем правильным, наверно, будет считать, что все советские люди проявляли патриотизм глубоко осознанно и идеологически выверено. Патриотизм проявлялся, прежде всего, на эмоционально-чувственном и волевом уровнях, на основе обыденно - практического осмысления войны, ее справедливости и народности со стороны Советского Союза. Советские люди чувствовали опасность для себя и своей страны и убеждались в своих чувствах на основе практики войны, осознавали реальность физического уничтожения и порабощения страны.
    Конечно, постоянная, активная, целеустремленная и целенаправленная идеологическая деятельность КПСС и Советского правительства по мобилизации народа, воинов армии и флота на достойный и самоотверженный отпор агрессору выступала существенным фактором патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны и после нее. Но не следует преуменьшать и активного осмысления практики войны, будущего России самими гражданами. Их «мимесис», то есть подражание, осуществлялся по отношению к самим себе. Патриотизм «снизу», от самих себя был родным, понятным, побуждал к отваге и героизму, к самоотверженному труду в тылу. Он был связан не только с любовью к Родине, но и дому, очагу, крову, местности, где родился и вырос.
    Наверно, точнее других такой народный патриотизм был выражен Михаилом Исаковским в трагическом четверостишье:
«Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?»
    Народный оптимизм и героизм выражены и в последующих строках стихотворения:
«Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил...»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт» 3 .
    Патриотизм советских поколений, воинов армии и флота существовал в самых глубинах сознания как устойчивая готовность и решимость отстоять родное и близкое, именно отечественное, традиционное, привычное, свое личное и семейное. Солдат Михаила Исаковского вернулся домой. Но ни жены, ни дома не увидел. Все родное было порушено. Отсюда и такой жизненный трагизм, подчеркивание заслуг солдата как патриота, а также демонстрация русского обычая поминания родных и близких.
    Таким проявлялся патриотизм и на международной арене в ходе взаимодействия государств антигитлеровской коалиции, в отношениях Советской России с другими странами. Так его, наверно, воспринимали и фашисты, наблюдая массовый героизм не только советских воинов, но и партизан, гражданского населения на оккупированных территориях. Советское государство вышло из войны патриотическим победителем, существенно укрепило свой авторитет на международной арене.
    Обращение к подобным событиям недавнего, для наших поколений, прошлого необходимо для выяснения, как бы со стороны, глубинных корней и истоков патриотизма российских граждан, его архетипов. Многие страны, как победители, так и побежденные во Второй мировой войне использовали наш опыт патриотического воспитания, оценивали свой, национальный патриотизм как важнейший фактор прогресса страны.
    Послевоенное развитие США, восстановление Германии и Японии осуществлялось на национальном патриотизме, на идее национального единства. Мотивация и содержание были разными. Но патриотизм, например, побежденных стран проявлялся не менее эффективно, чем у стран-победителей. Данное положение указывает на существенное значение патриотизма в развитии общества, в духовном его сплочении.
    Патриотизм как потребность общества и его поколений, граждан ценить и сохранять для себя государственность, единство и цельность страны, ее богатства и культуру как необходимые условия жизнедеятельности, тесно связан и проблемой безопасности. Поэтому он так активно третируется различными недругами и завистниками внутри страны и извне.
    Патриотизм, по своей сути, состоит в соотнесенности интересов различных субъектов общества с национальными интересами. В этом плане патриотические состояния поколений российского общества занимают основные позиции в структурно-социальных интересах общества и государства. Патриотизм помогает четко разграничить субъектов на «своих» и «чужих». Патриотическая идентификация - это формирующееся на основе этнического, поколенческого и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный (например, осознание поколением, нацией и переживание ими своей тождественности и целостности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидом своей принадлежности к поколению, нации, государству) уровни.
    Патриотическая идентификация невозможна без сравнения и взаимодействия, причем постоянного и устойчивого. Образы «я» - «не - я», «мы» и «они» предполагают всегда противопоставление, нахождение «для себя», «для нас» предпочтительного, неотделимого, лучшего. В этом состоит существенная черта патриотической идентификации личности, поколения, других субъектов общества. Она должна постоянно инициироваться, находиться на первых позициях в духовном мире субъектов, в деятельности средств массовой информации, в обучении и воспитании.
    Современное российское общество, к сожалению, многое утратило и утрачивает от патриотизма советского периода, особенно Великой Отечественной войны. Казалось бы, сама сложнейшая обстановка последних десятилетий должна была его активизировать. С одной стороны, «убывание» прежнего патриотизма, патриотизма поколений 30-60 годов - закономерный процесс обновления сознания и мировоззрения новых поколений, изменения ценностных ориентиров. А с другой - нежелательная, даже опасная для российского общества тенденция. Патриотизм обеспечивает духовно-культурную преемственность поколений.
    Поколения советских людей, участвовавшие в Великой Отечественной войне и послевоенном восстановлении страны, продолжают и сегодня свою жизнедеятельность. Они в обществе. Живая преемственность поколений в цивилизационном строительстве сохраняется и не должна утрачиваться. Но она сегодня проявляется в основном на уровне семейных традиций, отношений граждан, обогащения личного жизненного опыта каждого отдельного человека. Участие государственных институтов и средств массовой информации в сохранении и приумножении патриотических идей и чувств российского общества, в обеспечении духовного единства граждан остается пока минимальным и, как правило, формально-декларативным. На очень низкий авторитет государственного аппарата в деле патриотического воспитания российских граждан указывают и опросы общественного мнения. Только 3% россиян считают, что по указу президента они проявят патриотизм. Отрицательную позицию занимают 81%, а в затруднения находятся 16% 4. Иными словами, если президент, учитывая сложную ситуацию в стране и для страны, обратится к населению с патриотическим призывом, на него ответят только 3% граждан.
    Духовно-патриотическая преемственность поколений по их участию в совершенствовании российской цивилизации должна рассматриваться на двух основных уровнях: со стороны официально-государственного понимания патриотизма и необходимой духовно-культурной нравственности и идеологии, а также со стороны народного патриотизма, исходящего от самого народа и составляющего важный элемент их ценностных ориентиров.
    Еще раз обратим внимание на то, что само понятие «поколение» имеет несколько важных значений.
    Во-первых, это современники - люди, родившиеся в одно и то же историческое время. Например, поколение российских граждан эпохи Просвещения, советского периода, Второй мировой войны и т.п.
    Во-вторых, поколение означает социально-генетическую ступень в происхождении от одного общего предка. В этом смысле существуют поколения Рюриковичей, Романовых, Ивановых, Долгоруких и т.д.
    В-третьих, термин «поколение» используется для обозначения отрезка времени жизни людей от рождения родителей до рождения их детей.
    В-четвертых, поколение - это символ и цивилизационный архетип, в котором акцентируется социокультурная общность жизненного опыта современников, их переживаний и чувств, волевых проявлений.
    Как видно, термин многозначен. Общим для понимания поколений выступает социально-генетическая (семейно-наследственная) и социально-временная (социально-возрастная) характеристика следующих по жизни в обществе больших групп людей. Преемственность - это одна из существенных характеристик механизма смены одного поколения другим. Она реализуется в материальной и духовной культуре, на социально-общественном и индивидуально-личностном уровнях, в видах деятельности и способах жизни людей.
    Новое поколение с необходимостью обращается к опыту предшествующих поколений, начиная с детского возраста и завершая зрелой жизнедеятельностью. Преемственность поколений естественна. Это одна из закономерностей социального развития. Естественной выступает и передача патриотического опыта.
    Конечно, новые поколения не копируют жизнь и культуру предшествующих поколений. Они привносят и в патриотизм свое чувствование и понимание малой Родины, а также Отечества как страны. Но в настоящее время из-за кризисного состояний российского общества, растянувшегося уже почти на два десятилетия, патриотические чувства у наших поколений 70-90-х годов ХХ в. существенно деформированы и ослаблены. Понимание патриотизма на уровне логического мышления противоречиво и многозначно.
    Не общенациональная цель преодолеть, наконец, кризис, не духовные приоритеты, не демократическая государственность, не возрождение нравственности и не развитие национального самосознания интересует и привлекает многих россиян. Привлекает культ денег в чужих дензнаках, обогащение или добывание хотя бы минимальных средств к жизни, индивидуализм и эгоизм. Они сегодня составляют ценностные ориентации значительной части наших граждан.
    Еженедельник «Аргументы и факты» совсем недавно опубликовал результаты одного из опросов, который провел НИИ Московской гуманитарно-социальной академии среди москвичей. На вопрос, что для вас Родина, ответы прозвучали порой странные, чем тревожные. Родина, например, для 7% опрошенных - это весь земной шар. Россию обозначили Родиной лишь 51%, а национальную республику - всего 10%. Москву посчитали Родиной 17%. Затруднились ответить на вопрос 4%, а другие составили 11% 5.
    В данном опросе стоял также вопрос: готовы ли вы отдать жизнь за Отечество? Положительно ответили 32%, отрицательно - 38%. Иные ответы составили 12%, а затруднились ответить 18%. Общественное мнение показывает на низкое состояние у москвичей, а также и у всех граждан чувства патриотизма. Положение более чем тревожное.
    Восстановить патриотизм как важный показатель идентичности российской цивилизации, поднять его на должный уровень можно, используя в воспитании и широкой разъяснительно-пропагандистской деятельности средств массовой информации преемственность поколений. Обращаясь вновь к опыту Великой Отечественной войны, важно отметить, что ее вели и выиграли сразу несколько поколений, сложившихся, в одно, военное поколение. За четыре года войны в ее горнило включились поколения от последних десятилетий XIX века до совсем молодых людей начала 30-х годов ХХ века.
    Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов был 1881 г. рождения, Маршал Советского Союза С.М. Буденный - с 1883 г. Маршал Советского Союза A.M. Василевский - 1895 г. Главный маршал артиллерии М.И. Неделин был 1902 г. рождения, маршал авиации К.А. Вершинин - 1900 г. Все они - активные участники Великой Отечественной войны, видные военачальники и патриоты, передававшие свой опыт другим военнослужащим, стали ее участниками в возрасте 40 - 50 лет. Но были и 18 - 20-летние военнослужащие.
    Список можно продолжить не только известными военачальниками, но и рядовыми, сержантами и офицерами. А тыл представлял еще более широкую палитру поколений. Самоотверженно трудились не только взрослые, но и дети. Политруку А.К. Панкратову, сержанту В.В. Васильковскому, рядовому A.M. Матросову и еще более 200 советских воинов было от 18 до 21 года. Они совершили подвиги ценой своей жизни, закрывая телами амбразуры вражеских дзотов. Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали представители ста национальностей самых разных возрастов 6.
    Можно утверждать, что патриотическая и военно-патриотическая преемственность поколений российских граждан полно и последовательно была выражена в Великой Отечественной войне и первые десятилетия после ее завершения. Затем военный патриотизм постепенно угасал от одного поколения к другому. Его динамика во многом определялась переходом международной политики от холодной войны к сотрудничеству государств. Переход означал разрушение мировой системы социализма, роспуск военно-политической организации «Варшавский Договор», распад Советского Союза, кризис основных сфер жизни Российской Федерации. Несомненно, имели место и позитивные процессы, но и до настоящего времени они проявляют себя больше потенциально, чем реально.
    Все данные процессы, возможно, закономерны или искусственно инициированы, но они вызывают разочарование относительно будущего России, в целом негативно повлияли на гражданско-патриотическое сознание, а на военный патриотизм - в особенности. Утрачивается один из главных факторов независимого существования России и российской цивилизации, сохранения ее уникальной многовековой культуры - духовность.
    Преемственность поколений в интересах сохранения и поддержания патриотизма проявляется многогранно. Это и военно-патриотическое воспитание, патриотическое содержание преемственности социальных слоев, сословий, профессий, семейных родословных отношений, духовно-религиозная культурно-патриотическая преемственность и т.п. Интересен, например, факт о сохранении патриотической преемственности в православном патриаршестве России после победы Октябрьской революции.
    Известно, что отечественная Духовная культура теснейшим образом связана с православием, начиная с Х века. Отношение Русской Православной Церкви к державности, государственности, содержанию духовности граждан всегда было последовательным, твердым и ответственным. Православие традиционно не ставило себя на Руси и в России выше светской власти, активно поддерживало монархию и порядок в стране. Главные усилия церковь направляла на формирование духовно-нравственного содержания сознания верующих, утверждало гражданственность и патриотизм, искреннюю веру в христианского бога, веру в лучшее. Не идеализируя деятельность Русской Православной Церкви, следует отметить и многие ее негативные решения и действия, неадекватную оценку событий и явлений.
    Но на фоне того огромного вклада, который осуществило русское православие в отечественную культуру за тысячу лет негативные факты и события осмысливаются все-таки второстепенными. В отечественной духовной культуре православие является одним из центральных элементов, часто - ее сутью.
    После ликвидации, патриаршества Петром I в 1700 году, оно было восстановлено только 21 ноября 1917 г. На патриарший престол был возведен митрополит Московский Тихон (Василий Иванович Белавин). С новой властью у него сразу не сложились нормальные отношения из-за сохранения ориентации на монархию, разрушения и закрытия большевиками храмов и монастырей, физического преследования священнослужителей.
    Нависла угроза и над самим Патриархом после того, как он предал анафеме пришедших к власти большевиков. Становилась реальностью возможность уничтожения всего православия или подмены его сомнительным «обновленчеством». Тогда Тихон, не страшась угроз и стремясь сохранить традиционное православие и его преемственность в духовной культуре общества, обращается в первую годовщину Октябрьской революции к Совету Народных Комиссаров с посланием. В нем говорилось: «Отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности» 7.
    Последующие события Гражданской войны, массовых репрессий против Русской Православной Церкви вынудили Патриарха после его ареста пойти на крайний и тяжелый для него шаг. В 1923 году он выступает с обращением к Верховному Суду РСФСР: «...Я заявляю Верховному Суду, что отныне я Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и от внутренней монархически-белогвардейской контрреволюции»  8.
    Постановлением Президиума ВЦИК от 21 марта 1924 г. было прекращено судебное дело против Патриарха 9.
    Но жить ему оставалось немного. Он вновь раздумывает о преемственности патриаршества, о сохранении веры и единства церкви. Но главной остается забота о том, что «тело России покрыто язвами и струпами, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И, как у прокаженного, отпадают части ее - Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя... Родина наша покрылась стыдом и стала посмеянием и ужасом для всех окружающих ее» 10.
    Это было искреннее проявление гражданского патриотизма, глубокое переживание трагических событий. Сердце не выдержало потрясений, и Тихон умер в 1925 г. на шестидесятом году жизни.
    Патриотическая преемственность поколений на Руси и в России как устойчивых субъектов цивилизационного процесса ярко проявляется также в дворянстве. Возникновение и сохранение дворянской родословной подчеркивает преданность Отечеству, составляет предмет гордости его представителей. Особо почитается служение Отечеству, вклад в сохранение независимости российского государства, в управление страной. В памяти потомков дворян сохраняются и высоко ценятся деятельность в литературном творчестве, учительстве и науке, в искусстве, попечительстве и меценатстве.
    В целом преемственные характеристики дворянства почти всегда связаны с военным и гражданским патриотизмом, с глубоким осознанием принадлежности к России и ответственностью за ее независимость.
    Дворянство как сословие формировалось на Руси с XIII по XV века, затем развивалось до XIX века. Дворянам передавалась часть государственной земли с непременным условием - служба у великого князя. Можно считать, что почти 90% дворянских родов возникло в России в XVIII - XIX веках в результате «государевой» службы 11.
    Служение Отечеству было важнейшей характеристикой дворянства до предоставления ему «вольности» от службы во второй половине XIX в. Дворянство выступало главным носителем и выразителем военного патриотизма высокой гражданственности.
    Прославили себя на поприще военной службы не только представители титулованных дворян от Рюриковичей и Романовых, но и поместное дворянство, а также дворяне - выходцы из нижних слоев общества. В звании полных генералов были, например, выходцы из нижних чинов И.Н. Скобелев, граф Н.И. Евдокимов, М.А. Алексеев, Н.И. Иванов, вице-адмирал СО. Макаров, А.И. Деникин 12.
    Обращение к русскому дворянству показывает наличие устойчивой тенденции: подавляющее большинство дворян связывали свою жизнь с воинской службой, военно-патриотической деятельностью, с ярким и ответственным проявлением гражданственности. По социальному функционированию они были неотделимы от поместья, дома, имения, от основного содержания отечественной культуры. Патриотическая характеристика дворянства была устойчивой на протяжении многих веков. Передача преданности Отечеству, воинской чести, верности воинскому долгу новым поколениям составляло основную линию преемственности.
    В настоящее время социальный статус русского дворянства утрачен, но семейно-генеалогическая традиция сохранилась. В этом плане можно отметить, что семейная государственно-патриотическая преемственность — самая прочная. Она составляет предмет гордости и почитания во всех семьях. Наверно, нет таких семей, в которых не гордились бы своими предками, отдавшими жизнь или прославившихся в боях за Родину, самоотверженно трудившихся в тылу в годы войны и в мирное время, получивших признание государства или оставшихся в памяти только своих родных и близких.
    Дело только в том, что российские граждане не очень хорошо знают свою родословную и ведут ее. Семейный патриотизм - многогранное явление. Это одно из самых «низовых» звеньев его возникновения и сохранения, наиболее прочная и глубокая основа неиссякаемости патриотических чувств. Это подлинно народный патриотизм, над которым надстраиваются, укрепляют и обогащают его многие другие формы патриотизма.
    Можно сделать вывод о том, что пока существует народная основа государственной власти, формирования и существования Отечества, его материальной и духовной культуры, патриотизм будет возрождаться и представлять неотъемлемую черту сознания, мировоззрения и социальных качеств российских граждан.
    Основными носителями и выразителями российского патриотизма выступают семейно-наследственные, социально-возрастные, профессионально-деятельные и иные разновидности поколений, составляющие их содержание конкретные индивиды. Патриотическая преемственность русских и российских поколений как необходимая, существенная, внутренняя для них и общества, устойчивая и повторяющаяся связь и сотрудничество выступает важнейшей закономерностью отечественного цивилизационного процесса.
    На протяжении многотысячелетнего зарождения, становления и совершенствования русской и российской цивилизации забота поколений и их конкретных представителей - на государственном или общественно-народном уровнях о сохранении племени, народности, нации, независимости и целостности государства, ответственность за обеспечение существования и развитие новых поколений, за судьбу Отечества переросли в патриотизм. Со времени приобретения русскими и сотрудничавшими с ними другими народами государственности патриотизм приобрел значение державности и гражданственности, преданности и любви к стране и народу, к социальному пространству и территории жизнедеятельности каждого отдельного гражданина как представителя отечественной культуры. Патриотизм стал одним из главных показателей живучести русской и российской цивилизации, ее способности сохранять и упрочивать свою поколенческую морфологию, своеобразие и самостоятельность в мировой истории.
    Актуальной проблемой для преемственного функционирования поколений в российском цивилизационном процессе и проявлении их созидающей функции на основе патриотизма выступает формирование патриотических чувств и идей, идеалов и убеждений как ценностей духовного мира поколений, граждан российского общества. Для более конкретного анализа данной проблемы следует еще раз обратиться к определениям патриотизма и особенностям российского патриотизма с тем, чтобы более четко определиться, что именно следует формировать патриотического у различных поколений современного российского общества, на что обратить особое внимание.
    Так, И.И. Мельниченко определяет патриотизм как «осознание конкретным человеком своего особого, любовно-возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его процветанию, прогрессивному развитию и защите» 13.
    Несколько иное определение дает Ю.Н. Трифонов. «Патриотизм, - считает он, - определяется как исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной философии, отражающая положительное отношение людей к своему Отечеству, выраженное в чувствах и идеях любви к нему, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого участвуют государственные и общественные организации» 14.
    Два определения сходны в том, что патриотизм связывается с любовно-преданным отношением к Отечеству и проявляется в состояниях и образах духовного мира и практике субъектов. Но первое определение относится к патриотизму как явлению духовной жизни общества и практики субъектов, а второе выражает категориальную дефиницию патриотизма. Основным субъектом патриотизма в первом определении указывается человек, а во втором - государственные и общественные организации, что существенно различает патриотизм по субъектам. Они превращаются в объекты, когда возникает необходимость и потребность формирования патриотизма  у личности или общественных и государственных институтов нужно воспитывать патриотические чувства и идеи. Оба определения по сущности относят патриотизм к Отчизне, к любовному отношению к ней.
    Характерно, что определение понятия или термина «отчизна» в Советском энциклопедическом словаре отсутствует. Очевидно, по замыслу его авторов, термин «отчизна» заменяется синонимом «родина». Термин «родина» трактуется: а). Отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов; б). Чье-либо место рождения; в). Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
    В Энциклопедическом словаре русской цивилизации определение термина «родина» является близким к приведенному выше, но более однозначным: «Родина, отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, общественным устройством, особенностями языка, культуры, быта и нравов» 15.
Применительно к России отмечается, что родина - это Русь Святая, православная, богатырская, мать святорусская земля как образ в сознании русского народа. Отечество в данном издании ассоциируется с одним из изображений святой Троицы на иконах, где Бог Саваоф (отец) представляется старцем, Бог-сын И. Христос - в образе отрока (юноши), а Бог - Дух святой - белым голубем в лучах, исходящих от Бога-отца или в сфере, которую держит И. Христос.
    Характерно, что патриотизм (от греч. patris - родина, отечество) определяется церковью в общем русле с светскими определениями: это любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Подчеркиванием такой черты патриотизма, как неразрывная связь человека, социальной общности со своим народом, существенно конкретизирует патриотизм, переводит его в сферу деятельной, культурно-цивилизационной направленности. Тогда, действительно, патриотизм существует, воспринимается и реализуется как важнейшая культурная и цивилизационная ценность, осознание духовного самоопределения субъекта и принадлежности к стране и ее народу.
    Преемственная патриотическая связь поколений во многом, поэтому, зависит от наличия у них данного качества, его содержания и направленности. Наиболее эффективными направлениями формирования российского патриотизма называются: развитие духовного мира личности и других субъектов общества, особенно патриотического сознания на основе изучения истории отечественной культуры и цивилизации, героических свершений поколений и их конкретных представителей; акцентирование внимания на психологические, нравственные, правовые, народно-духовные основы существования и проявления патриотизма в отечественном прошлом и настоящем; обращении к семейным патриотическим традициям, чувствам и образам; использование русской художественной литературы, других видов искусства по отображению патриотических поступков и действий, а также антипатриотики в художественных образах; подчеркивание важности патриотизма в проявлении к малой Родине, а также к стране, своему народу и др.
    Российский патриотизм как социокультурное явление и элемент содержания отечественной цивилизации исторически приобрел следующие черты: а) евразийство, евразийская геополитичность и социально-пространственная характеристика страны и территории проживания народов России; б) духовнонравственная возвышенность, в которой существенную роль длительное время играло православие, а затем социалистическая идеология; в) интеллектуализм и заметная военноспециальная составляющая; г) тесная связь содержания патриотизма с государственностью, державностью, гражданственностью; д) историческая преемственность по поколениям и другим субъектам, естественная черта практическидеятельной духовности русичей, московитов, российских граждан.
    В деятельности поколений российского общества патриотизм всегда выступал одним из ведущих и эффективных культурообразующих факторов, средств утверждения и защиты российской цивилизации. Свои возможности патриотизм реализует через функции, которые и проявляются в социальной активности поколений российского общества, особенно по защите Родины и народа.
    Познавательная функция, как отмечается, реализуется в патриотических знаниях, суждениях, состояниях сознания, отражающих Отечество и принадлежность к своему народу. Ценностная функция выражается в состояниях любви к Родине и народу, в удовлетворенности и вдохновении, преданности идеалам и содержанию культурного совершенствования общества. Регулятивная функция упорядочивает социальную активность граждан и ориентирует ее на защиту целостности и независимости государства, материальных и духовных ценностей российского общества, прав и свобод личности как гражданина России 16.
    Верно отмечается, что формирование и развитие патриотизма и патриотического сознания  длительный процесс, ритм которого в значительной степени обусловлен конкретными потребностями и условиями существования страны и народа2.
    Таким образом, на примере патриотизма убедительно, устойчиво и многообразно проявляется преемственность поколений российского общества по решению конкретных задач защиты Родины и своего народа на различных исторических этапах и поворотах существования Руси и России. Патриотизм выступал всегда эффективным средством сохранения российской цивилизации и культуры, обеспечивал условия для их полноценного развития. Если преемственность деятельности и сотрудничества поколений проявляется одной из закономерностей культурного и цивилизационного процессов российской истории, то патриотизм есть одно из действенных средств и факторов реализации преемственной связи поколений в нашем обществе и его истории.
    Исходя из вышеизложенных фактов можно сделать и другие выводы.
    1. Преемственность представляет собой свойство предметов процессов, заключающееся в последовательном непрерывном переходе от одного к другому, в передаче какихлибо свойств или отношений от прошлого (предшествующего) к настоящему (последующему). В философской трактовке преемственность означает связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность может быть конструктивной и деструктивной. В социальных процессах преемственность способствует общественному прогрессу или тормозит его в зависимости от того, какие ценностные ориентации субъектов воплощаются в преемственности, например, гуманизм или агрессивность.
    2. Преемственность поколений в российской цивилизации проявляется, вопервых, в обществе как целом, когда поколения выступают одним из институциональных субъектов данного общества, а, вовторых, внутри конкретного поколения по семейному, профессиональному, социовозрастному, духовному и иным видам наследования. На содержание, характер, полноту и многообразие преемственности поколений в истории русского и российского общества существенное влияние оказывали социальнополитические условия, ориенталистская, европоцентристская или собственно русскороссийская культурная ориентация. Преемственность многих поколений оказывалась прерванной и угасала, у новых поколений она становилась доминирующей в процессе цивилизационного совершенствования жизнедеятельности российского общества. Можно утверждать, например, что возникновение военного поколения советского общества в 1941 1945 годах обусловило многостороннюю и богатую по содержанию преемственную связь по крайней мере трех социовозрастных поколений российского общества по совершенствованию и сохранению отечественной культуры и цивилизации.
    3. Преемственность семейных, социовозрастных, профессиональных, исторических, духовнорелигиозных и иных поколений русского и российского общества выступала и выступает устойчивой закономерностью российской цивилизации несмотря на то, что данная преемственность исторически проявлялась разнонаправлено, а порой  противоречиво по отношению к отечественному цивилизационному процессу. В тенденции поколения проявляли себя позитивно своей гражданственностью, трудолюбием, гуманизмом, патриотизмом, бескорыстием и моральностью, народным художественным творчеством, православной и светской духовностью, передавая эти и многие другие качества своим детям и внукам в семье, новым поколениям, которые вступали в жизнь, обеспечивая высокую динамику отечественной философии истории.
    4. Особая цивилизационная миссия реализована военным поколением советского общества в Великой Отечественной войне 1941  1945 годов. Благодаря мужеству, беззаветной верности и преданности Родине, ее идеалам и ценностям, военное поколение спасло отечественную культуру и российскую цивилизацию от физического уничтожения фашизмом, сохранило независимость и целостность государства, создало условия для полноценной жизнедеятельности новых поколений. Военное поколение в Великой Отечественной войне представляло, по сути, все основное население СССР за исключением малолетних детей. Это исключительно редкий пример в существовании и развитии других цивилизаций. В истории российской цивилизации он воплотил многие примеры высокой гражданственности и патриотизма прошлого, приобрел всенародный характер. Сохранение преемственной связи с военным поколением  условие и фактор самостоятельного существования российской цивилизации в настоящем и будущем.
    5. В современном российском обществе преемственность поколений характеризуется противоречивостью, неопределенностью духовномировоззренческих ориентации, различиями глубокой социальной дифференциации населения на богатых и бедных, по политическим предпочтениям, индивидуалистическим и альтруистическим позициям. Наблюдается снижение и ослабление преемственных связей между поколениями по гражданственности, патриотизму, нравственности, духовным ценностям и традициям, что составляет угрозу существованию российской цивилизации и поколению как цивилизационному институту.
    Российское общество испытывает сегодня необходимость активизации семейного наследования и преемственности возрастных семейных поколений, а также социовозрастных и профессиональных поколений и их преемственности.

1 - См.: Государственная идея. М.: Моск. городское общество Союза писателей России, 2002; Государственнопатриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. М.: Военный унт, 1999; Гидиринский В.И. Русская идея и армия (философскоисторический анализ). М.: Военный унт, 1997; Евразийский взгляд (основные принципы доктрины евразийской платформы). М.: Арктогея центр, 2002; Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002; Щерба А.А. Государственнопатриотическая идея евразийства (историкофилософский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2002 и др.

2 - См.: Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1995; Мельниченко И.Н. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России: Автореф. дис... канд. филос. наук. Монино, 1996; Лутовинов В.Н. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: Автореф. дис... докт. филос. наук. М, 1998; Гонеева В.В. Патриотизм и нравственность // Социальногуманитарные знания, 2002. № 3; Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества (социальнофилософский анализ): Автореф. дис... канд. филос. наук. М., 2004 и др.

3 - Исаковский М. Враги сожгли родную хату... // Ради жизни на земле. Стихотворения о Великой Отечественной войне. М., 1975. С. 59 – 60.

4 - См.: Аргументы и факты. 2001. № 11

5 - См.: там же.

6 - См.: История Второй мировой войны. 1939 – 1945: В 12 т. Т. 12. С. 4849.

7 - См.: Орехов Д. Русские святые XX столетия. М, 2001. С. 73.

8 - Российский архив. М., 1991. Т.1. С. 239.

9 - См.: Там же.

10 - См.: Орехов Д. Русские святые XX столетия. С. 74.

11 - См.: Соловьев Б.И. Русское дворянство и его выдающиеся представители. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 118.

12 - См.: Там же. С. 118119.

13 - Мельниченко И.И. Патриотизм в системе ценностей офицерского корпуса России (философскополитологический анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1996. С. 9.

14 - Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социальнофилософский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1997. С. 8.

15 - Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. С. 723.

16 - См.: Трифонов Ю.Н. Указ. соч. С. 16 17.

105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru