Сложившаяся в России наркоситуация несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами и органами здравоохранения меры, остается крайне напряженной. Количество наркозависимых лиц и показатели смертности от употребления наркотиков продолжают расти. Только согласно официальным данным медицинской статистики более полумиллиона граждан страны на постоянной основе потребляют наркотические средства и психотропные вещества. По экспертным оценкам число наркозависимых лиц в стране достигает 2-2,5 млн. человек, или более 2% населения Российской Федерации, причем, пре-имущественно в возрасте от 18 до 29 лет. Вместе с тем, ввиду высокой латентности наркопотребления, достоверная информация о реальном количестве лиц, потребляющих наркотики в настоящее время отсутствует. Реализация государственной антинаркотической политики требует принятия безотлагательных мер как медицинского и правоохранительного, так и социального характера.
Организация данной работы невозможна без всесто-роннего анализа и оценки всех аспектов рассматриваемой проблемы, что в свою очередь требует сбора, обобщения и изучения значительных информационных массивов. На состоявшемся 8 сентября 2009 года под председательством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обо-роту наркотиков», отмечалось, что на эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие федеральной системы мониторинга развития наркоситуации. Разнородные данные мини-стерств и ведомств не позволяют дать объективную оценку изменения наркоситуации и действенности мер, принимаемых для ее улучшения. По результатам данного заседания было принято решение о создании государственной системы мониторинга и оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и раз-работке стратегии государственной антинаркотической политики в Российской Федерации.
Указом президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 ут-верждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, в которой одной из основных стратегических задач является разработка и внедрение государственной системы мониторинга нарко-ситуации в Российской Федерации. На сегодняшний день не существует общепризнанного и законодательно закрепленного определения мониторинга наркоситуации. Авторами статьи предлагается следующая формулировка определения наркомониторинга. Мониторинг наркоситуации - система государственного наблюдения в сфере незаконного распространения и потребления наркотиков, а также их по-следствий. Мониторинг является одним из инструментов государственной политики, определяющим основные направления антинаркотической деятельности. Основной стратегической целью осуществления государственного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации должно стать получение ин-формации, позволяющей производить:
- определение масштабов распространения незаконного потребления наркотиков в стране с учетом латентных процессов, выявление и прогнозирование связанных с этим негативных последствий;
- выявление, прогнозирование и оценку уровня угроз национальной безопасности в сфере незаконного оборота наркотиков;
-принятие необходимых управленческих решений по снижению уровня незаконного употребления наркотиков населением на федеральном, регио-нальном и местном уровнях;
-оценка эффективности проводимой в Российской Федерации антинарко-тической политики и формирование предложений по ее повышению.
В качестве объекта мониторинга рассматривается наркоситуация в Российской Федерации. Субъектами государственного мониторинга наркоситуации должны выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения. Основные функции наркомониторинга:
-определение состояния наркоситуации в стране с учетом латентных характеристик, выявлении тенденций ее развития для выработки конкретных мер по оздоровлению обстановки;
-выявление причин и условий, влияющих на развитие наркоситуации в стране и определению мер воздействия на них;
-установление обратной связи с объектами наблюдения для оценки эффективности принимаемых мер.
Проведение государственного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации необходимо осуществлять для информационного обеспечения решения основных задач:
-снижение уровня распространения незаконного употребления наркотиков и наркопреступности в стране;
-совершенствование системы профилактики наркомании, лечения и меди-ко-социальной реабилитации больных наркоманией;
-выявление и ликвидация социально-экономических предпосылок распро-странения наркомании и наркопреступности;
-выработка предложений по совершенствованию действующего отечественного и международного антинаркотического законодательства;
-повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Основу формирования государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации должны составить:
-организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие государственной системы мониторинга наркоситуации, в частности, по-иск, сбор, обработку, хранение, анализ и распространение информации;
- информационные ресурсы, содержащие данные и сведения о наркоситуа-ции в стране;
- средства информационного обмена субъектов мониторинга, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Для обеспечения формирования государственной системы мониторинга необходимо предусмотреть разработку комплекса мероприятий, направленных на:
-создание методического аппарата проведения исследований наркоситуации;
- подготовку и повышение квалификации кадров для проведения исследований;
- определение системы критериев, показателей и целевых индикаторов медико-социологического и криминологического характера, обеспечивающих единый подход к оценке результатов исследования наркоситуации;
- совершенствование системы учета лиц, потребляющих наркотики, в том числе больных наркоманией, смертности населения от интоксикации наркоти-ками и последствий их потребления;
- выделение из федерального, региональных и местных бюджетов ассигно-ваний для обеспечения проведения исследований.
Механизм функционирования системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации должен базироваться на создании организационных структур, представляющих собой центры мониторинга с единой системой сбора, обработки и обобщения информации. Дальнейшее развитие системы мониторинга должно заключаться в расширении источников получения информации, за счет увеличения круга органи-заций участвующих в мероприятиях, связанных с мониторингом наркоситуации в стране и ее отдельных регионах, включая компетентные органы зарубежных государств, международные неправительственные организации, общественные и религиозные организации, а также совершенствовании методического аппарата проведения исследований, в том числе по определению латентной составляющей наркопотребления. В качестве источников информации, используемой при мониторинге нар-коситуации целесообразно использовать информационные ресурсы органов государственной и муниципальной власти, результаты социологических исследований государственных научно-исследовательских учреждений, неправительст-венных и общественных организаций, информационно-аналитические, статистические, медико-социологические данные компетентных органов зарубежных государств, международных организаций.
Изучение наркоситуации в Российской Федерации целесообразно осуще-ствлять по следующим основным направлениям:
- определение масштабов немедицинского потребления наркотиков в субъектах Российской Федерации, федеральных округах и в стране в целом, с учетом латентной составляющей наркоситуации;
- анализ динамики объективно учтенной смертности, напрямую или косвенно связанной с потреблением наркотиков; анализ факторов социальной среды, способствующих распространению наркомании и наркопреступности;
- анализ спроса и предложения на рынке наркотиков; анализ эффективности деятельности по профилактике наркомании, лечению и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
- анализ криминологических аспектов распространения и незаконного потребления наркотиков, включая определение основных тенденций и закономер-ностей развития преступности в сфере незаконного оборота наркотиков;
- анализ эффективности деятельности по профилактике наркопреступности.
На всех уровнях государственной системы мониторинга предусматрива-ется анализ результатов исследования различных аспектов незаконного оборота наркотиков: социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других. При этом, в рамках формирования единой государственной системы мониторинга обеспечивается унификация показателей и методов оценки наркоситуации в Российской Федерации.