О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Материалы и публикации о безопасности | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
24 сентября 2020
17 сентября 2020
26 августа 2020
23 августа 2020
19 июля 2020
10 октября 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
9 октября 2019
9 октября 2019
Материалы и публикации о безопасности
Надзор и контроль в области гражданской защиты-
Сулима Тимофей
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты, №4, 2010 год, Научный журнал, ФГОУ ВПО "Академия гражданской защиты МЧС России". Химки
УДК 351.861:614.8(470+571)

И.В. Петешев, Т.Г. Сулима
I.V. Peteshev, T.G. Sulima

Надзор и контроль в области гражданской защиты-
правовые проблемы интеграционного процесса

Control and supervision in the civil defense system – legal problems of integration process.

Необходимость общетеоретического исследования проблем контроля и надзора осуществляемого МЧС России обусловлена интеграцией надзоров в единую систему и грядущим слиянием систем гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в российскую систему граж-данской защиты.

Ключевые термины: безопасность жизнедеятельности населения, гражданская защита, гражданская оборона, законодательство, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, контроль, надзор, нормативная правовая база, пожарная безопасность, федеральный закон.

The need for general theoretical study of control and supervision problems exercised by EMERCOM of Russia due to control integration in one system and future systems merge Civil Defense and Unified System of Prevention and Response to ES into the Russian system of civil protection.

Key terms: life safety, civil protection, civil defense, legislation, protection of the popu-lation and territories from emergency situations, control, supervision, normative legal base, fire safety, the federal law.

Надзор является одной из важнейших функций государственного управления и эффективным способом обеспечения законности и правопорядка. Осуществление этой деятельности обеспечивается специализированными государственными органами, ос-новным назначением которых является проверка выполнения общеобязательных тре-бований, закрепленных в нормативно-правовых актах государственными органами, организациями и учреждениями, должностными лицами, гражданами.
Объективными обстоятельствами, обуславливающими наличие и осуществление современной надзорной деятельности, является многообразные и постоянно увеличивающиеся угрозы безопасности человеку, обществу, всему человечеству в многочисленных сферах жизнедеятельности.
Отдельно стоит отметить опасности возникновения антропогенных чрезвычайных ситуаций мирного и военного характера и роль систем гражданской обороны (ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в их предупреждении, ликвидации и смягчении последствий.
Из многообразия современных угроз вытекает большое количество возможных последствий от деструктивных воздействий на социальные системы, т. е. возникнове-ния чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.
Широкий спектр задач, возложенный на системы ГО и РСЧС, определяет в свою очередь многообразие задач возложенных на подразделения осуществляющих государственный надзор в области пожарной безопасности , ГО и защиты от ЧС.
В современных условиях модернизации Российского государства назрела необ-ходимость системной оценки состояния федеральной нормативной правовой базы, рег-ламентирующей контрольно-надзорную деятельность государства в области ГО, защи-ты населения и территорий от ЧС (ЗНТЧС) и обеспечения пожарной безопасности (ПБ).
В настоящее время надзорная деятельность в области гражданской защиты (ГЗ) регламентируется тремя федеральными законами, а положения об осуществлении триады надзоров утверждены тремя постановлениями правительства РФ [17].
Исходным фактором исследования послужила зародившаяся в 2006 г. в МЧС России идея создания в области ГЗ системы единого государственного надзора (в на-стоящее время в МЧС России реализована единая система государственных надзоров, осуществляющих свои функции в областях ГО, защиты населения и территорий от ЧС, ПБ [1]). Вторым фактором, давшим толчок исследованиям в данной области, является отказ от синонимии терминов «надзор» и «контроль» и принятие в качестве базового термина «контроль» («государственный контроль»), как более общего соответствую-щего по своей сущности определениям теории права в сфере контроля и надзора [2 – 5]. Реализация этих факторов, должна привести к практическим важным последствиям социально-экономического, государственно-политического и юридического характера.
Впервые идея необходимости развития рассматриваемой надзорно-контрольной деятельности была высказана Президентом РФ В.В. Путиным в приветствии, обращен-ном к сотрудникам и ветеранам МЧС России 27 декабря 2005 г. по случаю Дня спаса-теля. В нём говорится о необходимости эффективно реализовывать масштабную про-грамму осуществления государственного надзора в области ГО, ЗНТЧС, обеспечения ПБ. Коллегия МЧС, в развитие установки Президента РФ, в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Министерства в 2006 г. признала план повышения эффективности надзорной деятельности, совершенствования материально-технического оснащения надзорных органов Министерства, завершения нормативно-методического обеспечения системы надзоров. Был разработан, одобрен коллегией и утвержден план реализации указанных мероприятий.
На одном из совещаний с руководящим составом Министерства в начале 2006 г. первый заместитель Министра Ю.Л. Воробьёв (ныне заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ) высказал идею создания в МЧС России систе-мы единого надзора, сущность которого заключается в выполнении надзорно-контрольных функций на проверяемых объектах ГЗ одним специалистом-инспектором, способным осуществлять свои полномочия во всех областях, составляющих ГЗ. Эта идея была положена в основу концепции единого государственного надзора в сфере спасательного дела [6]. При этом предполагалось, что МЧС России, как федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), осуществляет надзор (в пределах установленных законодательством полномочий) за выполнением другими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ОИВСРФ), органами местного самоуправления (ОМС), организациями и гражданами установленных Техническими регламентами требований. В настоящее время эти технические регламенты имеют статус федерального закона (ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безо-пасности», проекты подобных регламентов ФЗ подготовлены в области ГО и ЗНТЧС.
Данная идея создания единого надзора в указанном толковании в последующем в МЧС России не была реализована, но реализована идея создания единой системы государственных надзоров (ЕСГН) [1], включающей в себя три надзора, объединённых в одном структурном подразделении Министерства - Департаменте надзорной деятель-ности (ДНД) МЧС России. ЕСГН включает в себя также подразделения, осуществляю-щие экспертную деятельность в области ГО, ЗНТЧС, ПБ (экспертные структуры ЕСГН).
Следует отметить, что пропагандируемая в последнее время руководством МЧС России целесообразность осуществления аудита безопасности предполагает создание единого государственного надзорного органа в области ГО, ЗНТЧС и ПБ [7].
Реализация концепции системы единого государственного надзора (СЕГН) в сфере ГЗ даёт ряд преимуществ по сравнению с концепцией единой системы государ-ственных надзоров (ЕСГН). Но не только это побуждает развитие в направлении созда-ния СЕГН.
Важным мотивом этого является обостряющаяся актуальность совершенствова-ния законодательства, регулирующего надзорно-контрольную деятельность в области ГЗ. Как показали исследования нормативной правовой базы (НПА), эта база имеет су-щественные недостатки [5,18]. В ней отсутствует чёткое сущностное разграничение понятий «надзор» и «контроль». В преобладающей части НПА имеет место быть сино-нимия этих ключевых терминов, которая влечёт неопределённость толкований функ-ций органов и должностных лиц, противоречит современным научным определениям сущности надзора и контроля. Следует также указать на неразработанность норм и ме-ханизмов правового регулирования надзорно-контрольной деятельности и др.
Основная идея создания СЕГН заключается в повышении эффективности госу-дарственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения путём:
- создания единой НПБ надзорно-контрольной деятельности в области ГЗ;
- гармонизации НПБ с современной теорией контроля и надзора (уточнение тер-минологии и соответствующих ей полномочий и характера правоприменения органами и должностными лицами, осуществляющими надзорно-контрольную деятельность в рассматриваемой области);
- исключения избыточности и дублирования в деятельности органов государст-венного регулирования безопасности жизнедеятельности населения и упрощения тем самым структуры этих органов;
- сокращения бюджетного финансирования деятельности упомянутых органов;
- учета практики применения норм действующих правовых актов в части надзо-ра и контроля в государственном регулировании безопасности жизнедеятельности на-селения;
- более строгого определения функций органов контроля и надзора;
- ослабления административных барьеров на пути повышения эффективности государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения и прояв-лений коррупции и взяточничества;
- применения современных технологий оценки опасностей контролируемых объектов и их защищенности от внешних воздействий (использования специальных экспертных структур);
- систематизации законодательства в рассматриваемой области.
Логичным и перспективным видится разработка нового законопроекта, целью которого является повышение эффективности государственного регулирования безо-пасности жизнедеятельности населения на основе организационного и правового ре-формирования структур органов, осуществляющих надзорно-контрольную деятель-ность в области ГЗ, а также уточнение их функций.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, на которые направлено государственное регулирование безопасности жизнедеятельности населения, включая права и обязанности органов государственного регулирования, организаций и граждан. Законопроект позволит существенно развить систему норм, содержащихся в федеральных законах, направленных на государственное регулирование безопасности жизнедеятельности населения. Он не противоречит Конституции РФ, нормам международных договоров РФ и международного права.
Учитывая процесс интеграции систем ГО и РСЧС в Российскую систему граж-данской защиты, термин «гражданская защита» оказывается обобщающим системным базовым термином, позволяющим рассматривать содержание надзорно-контрольной деятельности единым для всех сфер деятельности МЧС России в области ГО, ЗНТЧС, обеспечения ПБ. На этом основании надзорно-контрольную деятельность в области ГЗ можно толковать как деятельность, обеспечивающую национальную безопасность в чрезвычайных ситуациях [8]. При этом надзорно-контрольная деятельность в большой степени имеет характер юридической деятельности, общей для всех упоминавшихся выше сфер государственного регулирования.
Следовательно, актуализируется проблема систематизации (кодификации) норм и положений, регулирующих отношения, связанные с организацией и осуществлением надзорно-контрольной деятельности государства в области ГЗ [16].
Чтобы выполнить указанную систематизацию (кодификацию) НПБ, необходимо оценить её состояние - обнаружить в ней лакуны, полноту, соответствия норм и поло-жений современным требованиям государственного управления.
В [8] указано, что обеспечение национальной безопасности в ЧС достигается пу-тём совершенствования и развития РСЧС (в том числе её территориальных и функцио-нальных сегментов), её интеграции с аналогичными зарубежными системами.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуа-циях достигается за счёт повышения эффективности реализации полномочий ФОИВ, ОИВСРФ, ОМС в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на по-тенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания; разработки системы принятия реализации мер по снижению риска терро-ристических актов и смягчению последствий ЧС техногенного и природного характера.
Правовое определение и закрепление задач упоминавшейся выше системы РСЧС дано в статье 4 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите насе-ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Пункт «б» данной статьи закона определяет в том числе прямую задачу, по содержанию смыкающуюся с предметом исследования - задача надзора и контроля в области ЗНТЧС. Решение остальных задач, несомненно составляет предмет надзорно-контрольной деятельности соответствующих органов и должностных лиц.
Применительно к рассматриваемой постановке задачи регулирования отноше-ний, связанных с осуществлением надзорно-контрольной деятельности в области ГЗ, необходимо указать следующие законы РФ, содержащие принципы и правовые нормы, регулирующие указанную надзорно-контрольную деятельность государства:
Конституция РФ (статья 72 пункт 2.1) определяет совместное ведение Россий-ской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ЗНТЧС природного и техногенного характера. Это установление распространяется на совместное ведение РФ и субъектов РФ в части надзора и контроля в области ГЗ.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68 -ФЗ «О защите населения и террито-рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - статья 27 (Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа-ций) гласит:
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются феде-ральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Логическое и специально-юридическое толкование данной статьи позволяет за-ключить, что она содержит существенные недостатки. Это подтверждается, например, Научно-практическим комментарием к Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» /Под общ. ред. статс-секретаря министерства А.П. Москалец. - М., 1999 г. (см. комментарий к статье 27, стр. 108-11).
Как следует из содержания статьи, в ней отсутствует четкое определение целей надзора и контроля в рассматриваемой сфере деятельности государства, предусматри-вающей в целом профилактику нарушения законности, предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства, восстановление утраченной законности.
Первый абзац статьи содержит юридическую и логическую некорректности («надзор и контроль … проводятся в целях проверки…»). Проверка - одна из состав-ляющих понятия «обеспечение соблюдения законодательства» и, следовательно, не может быть целью надзора и контроля. Обозначение границ надзора и контроля ссыл-кой на задачи РСЧС (абз. 1 статьи 27), с юридической точки зрения, носит отсылочный (бланкетный) характер, создавая неопределенность осуществления надзора и контроля по причине отсутствия чёткого определения этих базовых терминов.
Второй абзац действующей статьи исключает возможность надзора органами прокуратуры Российской Федерации, что не соответствует статье 21 Федерального за-кона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой предметом прокурорского надзора является исполнение законов всеми органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Абзац не содержит в качестве правовой основы осуществления надзора и контроля положений международных договоров Российской Федерации, что существенно сокращает поле правового регулирования и возможность достижения целей закона.
В действующей статье отсутствуют регулирующие механизмы, соответствую-щие современной государственной политике внедрения в области ЗНТЧС, технологии независимой оценки рисков (аудита безопасности).
Статья 27 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ носила бы более строгий регулирующий характер в части рассматриваемого предмета деятельности (надзора и контроля) соот-ветствующими органами государственной власти (федерального и регионального уровней), если бы она содержала норму, определяющую: правила установления перечней федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных выполнять надзор и контроль в рассматриваемой отрасли; права и обязанности должностных лиц органов надзора и контроля; порядок осуществления надзора и контроля соответствующими органами и должностными лицами.
Развитием статьи 27 (ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ) явилось Положение о госу-дарственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си-туаций природного и техногенного характера, осуществляемого Министерством Рос-сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-видации последствий стихийных бедствий, утверждённое постановлением Правительства РФ от 1.12.2005 г. № 712.
Одним из существенных недостатков этого Положения является нечёткое отра-жения в нём установления Конституции Российской Федерации (статья 72 пункт 2.1) о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в об-ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно-генного характера, в том числе в части проводимого надзора и контроля в данной об-ласти деятельности государства.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель-ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» развивает указанное конституционное установление. Статья 26.3 этого закона (Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) гласит:
1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Феде-рации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами само-стоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
5) предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; подпункт 5.1) предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий (подпункт 5.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ).
Вторым базовым законом в области ГЗ является Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия ФОИВ, ОИВСРФ, ОМС и организаций в об-ласти ГО. Его статья 13 (Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ устанавливает, что «… федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, осуществляет соответствующее нормативное регули-рование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные, функции в области ГО».
Из данного текста следует, что ФОИВ, уполномоченный на решение задач в об-ласти ГО, имеет право осуществлять надзорные и контрольные функции. Конкретиза-ция этих функций, механизм их реализации указанной статье отсутствуют.
Содержание надзорно-контрольных функций, порядок их осуществления опре-делены в Положении о государственном надзоре в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 305. Но и в данном Положении фигурируют термин «надзор», в его п.7 допущена синонимия «… на поднадзорных (подконтрольных) объектах». Конечно, здесь также возникает вопрос, какие органы либо должностные лица выполняют указанные в ФЗ контрольные функции.
Третьим основным ФЗ, входящим в рассматриваемую НПБ, является Федераль-ный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Его статья 1 юриди-чески определяет следующие основные термины:
государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения ор-ганизациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки;
ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной ох-раны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующи-ми ФОИВ, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
Статья 6 (Государственный пожарный надзор) данного закона определяет субъ-екты надзора, должностные лица органов государственного надзора, находящиеся в ведении ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Статья также определяет перечень органов ГПН, должностных лиц и их права. В ней указывается, что организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов ГПН регламентируются положением о государственном пожарном надзоре.
Статья устанавливает, что ГПН осуществляет ФОИВ, уполномоченный в облас-ти промышленной безопасности. Далее, контроль за обеспечением ПБ загранучрежде-ний и представительств РФ осуществляется в соответствии с данным законом, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В соответствии с рассматриваемой статьёй ГПН при строительстве, реконструк-ции, капитальном ремонте объектов капстроительства осуществляется в рамках ГСН, проводимого ФОИВ и ОИВСРФ, уполномоченными на осуществление ГСН.
Следует отметить, что содержание рассмотренной статьи наиболее предметно и содержательно.
Нормы статьи 6 рассматриваемого закона развиты в Положении о государствен-ном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 820. Положение определяет: цель и задачи ГПН, перечень органов и должностных лиц, их обязанности и ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В этом документе допускается синонимия, см. п. 20 (контроль (надзор).
В целом правовой механизм регулирования надзорно-контрольной деятельности в области обеспечения ПБ развит наиболее полно. Однако он пока не гармонизирован с нормами Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с правовыми механизмами регулирования независимой оценки рисков (аудита безопасности).
Разработка и реализация законопроекта, который определит и регламентирует проведение единого надзора (контроля) в рамках комплексной системы ГЗ позволит в последствии:
- снизить риски проявления опасностей военного; природного, техногенного, террористического и иного характера, повысить защищенность объектов;
- сократить бюджетные расходы на деятельность по контролю государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения;
- ослабить коррупционные проявления;
- более строго определить контрольные функции государства в области государ-ственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения;
- уточнить полномочия и функции контрольно-надзорных органов, реализую-щих принципы и нормы государственного регулирования;
- повысить воспитательно-предупредительную функцию государства;
- систематизировать законодательство РФ в рассматриваемой сфере деятельно-сти государства;
- гармонизировать рассматриваемую НПБ с современной теорией контроля и надзора (уточнение терминологии, характера правоприменения государственными ор-ганами и др.).
Обобщённый эффект применения закона заключается в повышении эффектив-ности государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения, усилении защищенности окружающей среды, повышении готовности государства и общества к предотвращению ЧС природного и техногенного характера и к реагирова-нию на опасные вызовы террористического и военного характера.

Литература

1. Концепция единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычай-ных ситуаций, утв. приказом МЧС России от 29.12.2006 г. № 804.
2. Контрольные органы и организации России. Учебник / Под общ. ред. А.П. Гу-ляева. М., 2000
3. Бородушко И.В. Институт контроля в Российской Федерации: организацион-но-правовые основы и система контрольных органов. - СПб.; 2002.
4. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. История, развитие, понятие, соотношение. СПб.: Юридический Центр пресс, 2003. - 305с.
5. Костров А.В., Титов С.А. Проблемы терминологии: что означают понятия «контроль» и «надзор» в сфере гражданской защиты» // Гражданская защита, 2009, № (в печати).
6. Глебов В.Ю., Костров А.В., Сломянский В.П. Совершенствование спасатель-ного дела: создание в МЧС России единого надзора // Технологии гражданской безо-пасности. Научно - технический вестник МЧС России, 2006, № 2 (8). - С. 46-52.
7. Пучков В.А. Противодействовать новым рискам // Гражданская защита, 2009, № 7. - С. 10-12.
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537.
9. Указ Президента РФ от 11.07.2004г. № 868. Вопросы Министерства Россий-ской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида-ции последствий стихийных бедствий.
10. Анисимов А., Крылов Г. Возрождение госконтроля в Российской Федерации // Хозяйство и право, 1995, №5.
11. Бессарабов В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М., 1999.
12. Беляев В.П. Контроль и надзор как средства правовой политики. Правовая практика России: проблемы теории и практики - М.: Проспект, 2006.
13. Кириллов Г.Н. Государственный пожарный надзор: задачи и перспективы развития // Пожарное дело, 2006, №3 - с. 4-7.
14. Научно-методические подходы к созданию и внедрению системы независи-мой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера в Российской Федерации. Пленарный доклад и тезисы выступлений научно-практической конференции. 15 мая 2008 г., г. Москва / Под общ. ред. Ю.И. Дешевых - Департамент надзорной деятельности МЧС России, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008. - 60 с.
15. Воронов С. Организация и осуществление госнадзора в области ГОЧС // Гражданская защита, 2009, № 6. - С. 9-12.
16. Костров А.В., Насыров Р.Р. Гражданская защита: кодификация законода-тельства // Технологии гражданской безопасности. 2009, №3-4 (в печати). Научный технический журнал ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
17. Кириллов Г.Н. Государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 483 с.
18. Отчет о НИР «Обоснование основных направлений развития законодатель-ной и иной нормативно-правовой базы в области безопасности жизнедеятельности на-селения на 2009 - 2011 годы» ( п. 1.1.6.7 Единого тематического плана НИОКР МЧС России на 2008-2010 годы) М., ФГУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), 2009, Инв. № 4398.
Тематика: Нет
105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru