Уголовно–правовая характеристика специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
Бегишев Ильдар Рустамович
Уголовно–правовая характеристика специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации // Следователь. – 2010. – № 5. – С. 2-4.
Часть 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений .
Общественная опасность несанкционированного съема информации выражается в посягательстве на информацию, содержащую сведения финансового, экономического, юридического, медицинской, личного и иного характера. Всё чаще преступники используют данную информацию для осуществления своих планов, таких как заказные убийства, ограбления, похищения людей, преступления связанные с фальсификацией телефонных разговоров и т.д. нарушая при этом тайну телефонных переговоров.
Во многих случаях нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан невозможно без использования специальных технических средств. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) термин “специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации” (далее СТС) упоминается в статье 138 “Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений” .
К СТС, в частности, относят устройства заводского и самостоятельного изготовления, технические средства, приборы, различные приспособления, с помощью которых снимается и расшифровывается информация с технических каналов связи:
• приборы для кино- и фотосъемки, аудио- и видеозаписи;
• сверхплоские и миниатюрные радиопередатчики;
• радиомикрофоны с дистанционным управлением;
• сканирующие приёмники;
• аппаратура информационного контроля линий связи;
• приспособления для прослушивания телефонных разговоров;
• аппаратура перехвата информации с каналов мобильной связи;
• и т.д.
Независимо от способа изготовления СТС законодатель определил, что производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, – уголовно наказуемое деяние.
Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации успешно используются частными охранными предприятиями и детективными агентствами в решении своих задач. Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 272-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности” с 1 января 2010 года отменена ответственность за приобретение в целях сбыта СТС. Тем самым, законодатель ограничил оборот СТС, вводя уголовную ответственность за приобретение, без целей сбыта СТС.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 770 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности" к специальным техническим средствам, используемым в процессе осуществления оперативно – розыскной деятельности, относятся:
1. СТС для негласного получения и регистрации акустической информации.
2. СТС для негласного визуального наблюдения и документирования.
3. СТС для негласного прослушивания телефонных переговоров.
4. СТС для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.
5. СТС для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.
6. СТС для негласного исследования предметов и документов.
7. СТС для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.
8. СТС для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
9. СТС для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.
10. СТС для негласной идентификации личности.
Статьей 6 Федерального закона “Об оперативно – розыскной деятельности” установлен запрет на использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами. То есть прослушивания телефонных переговоров разрешены только субъектам оперативно-розыскной деятельности в установленном законом порядке.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации .
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 июля 2002 г. № 526
"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" при наличии лицензии торговым организациям разрешена продажа следующей аппаратуры:
1. Аппаратуры поиска и досмотра:
• нелинейные локаторы;
• индикаторы поля и частотомеры;
• радиопоисковые комплексы;
• устройства поиска каналов утечки информации.
2. Средств защиты информации:
• подавители диктофонов;
• генераторы шума и постановщики помех;
• устройства защиты телефонных линий.
3. Устройств записи и обработки информации:
• диктофоны;
• компьютерные системы записи с телефонных линий;
• устройства быстрого стирания информации с магнитных носителей.
Перечень видов СТС, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию" (с изменениями от 19 октября 2000 г., 27 ноября 2006 г.) к специальным техническим средствам для негласного прослушивания телефонных переговоров в частности относятся:
• системы проводной связи, предназначенные для негласного прослушивания телефонных переговоров;
• радиоаппаратура, предназначенная для негласного прослушивания телефонных переговоров;
• СТС для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи:
• системы проводной связи, предназначенные для негласного получения и регистрации акустической информации;
• радиоаппаратура, предназначенная для негласного получения и регистрации акустической информации.
Однако однозначно решить, относится ли то или иное техническое средство к СТС, может только суд, исходя из заключения эксперта и анализа обстоятельств использования изъятого технического средства.
В целях регулирования широкого круга правоотношений, возникающих при обороте СТС представляется целесообразным принять отдельный Федеральный закон “О специальных технических средствах, предназначенных для негласного получения информации”. В данном федеральном законе должны быть чётко определены правила такого оборота, даны соответствующие определения понятий.
В зависимости от среды распространения информации в данном федеральном законе должна быть определена подробная классификация СТС.
Проанализируем содержание приведенного в статье 138 УК РФ термина “специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения информации”.
В.Т. Батычко считает, что специальные технические средства - любые технические средства и приспособления, с помощью которых добывается информация о переписке, телефонных переговорах, почтовых, телеграфных и иных сообщениях граждан. К ним, например, относятся видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка и другие технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде . Данная точка зрения представляется неточной.
Из самой формулировки СТС вытекают три основных его признака:
1. это средство предназначено для негласного получения информации;
2. это средство техническое;
3. это средство специальное – т.е. предназначенное только для одной цели, в нашем случае для негласного получения информации.
Термин “специальное” в определении СТС использовать нецелесообразно, т.к. оно неоправданно сужает круг предметов преступления.
Так под указанное определение понятия СТС не подпадают такие технические средства, используемые в повседневной жизни, как фото и видеокамеры, магнитофоны, диктофоны и т.д. Также сюда не относятся иные средства, используемые для негласного получения информации, но между тем, использование названных предметов для указанной цели представляет общественную опасность.
Предлагаем заменить слово “предназначенных” на слово “используемых” в ч. 2 и 3 ст. 138 УК РФ и ч. 2 статьи изложить в следующей редакции: то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, используемых для негласного получения информации.
На основании изложенного и в соответствии с проведенным анализом Уголовного Кодекса Российской Федерации представляется, что под СТС следует понимать программное либо аппаратное устройство, созданное и предназначенное исключительно для перехвата, обработки и анализа информации.
В связи с бурным развитием информационно-телекоммуникационных технологий появляются всё новые и новые специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. Они становятся всё более миниатюрными, скрытными и технически совершенными.
Использование СТС, значительно упрощает процесс перехвата информации и проникновения в тайну личной жизни, поэтому данное обстоятельство является квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ст. 138 и, усиливает наказание.
Представляется, что в действующем УК РФ недостаточно учтена общественная опасность неправомерного обращения с СТС. Видится, что кроме ст. 138 УК РФ, они могут быть обозначены и в других нормах. Так, с помощью СТС могут быть получены сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), сведения о частной жизни человека (ст. 137 УК РФ), нарушена тайна голосования (ст. 141 УК РФ).
Ст. 141 УК РФ “Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссий” предусматривает ответственность за нарушение тайны голосования. Однако слежение за волеизъявлением гражданина с использованием СТС имеет повышенную опасность.
Предлагаем в связи с этим установить в качестве отягчающего обстоятельства ответственность за нарушение тайны голосования с использованием технических средств, используемых для негласного получения информации.
Ст. 183 УК РФ “Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну” предусматривает ответственность за такие действия как незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Данное преступление вполне может быть совершено с использованием СТС.
Поэтому предлагаем установить в качестве отягчающего обстоятельства данного преступления ответственность за собирания сведений … с использованием технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Объективную сторону преступления предусмотренного ст. 137 УК РФ “Нарушение неприкосновенности частной жизни” образует, в числе прочего, незаконное собирание сведений о частной жизни, состав¬ляющих личную пли семейную тайну другого лица . По основаниям аналогичным изложенным выше, предлагаем установить в качестве отягчающего обстоятельства данного преступления незаконное собирание сведений о частной жизни, состав¬ляющих личную пли семейную тайну другого лица с использованием технических средств, используемых для негласного получения информации.
Кроме того, считаем целесообразным добавить в ч. 2 ст. 188 УК РФ устанавливающую ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу следующий предмет: технические средства, используемые для негласного получения информации.