Проблема обеспечения экологической безопасности (ОЭБ) страны является одной из важнейших составляющих общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности 1
В Экологической доктрине Российской Федерации, утвержденной в августе 2002 года, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологии является повышение качества жизни и улучшение здоровья населения страны 2. И в связи с данной формулировкой нам представляется целесообразным в качестве некоего терминологического пояснения определить или попытаться понять объективную суть и сущность термина «экология».
Под экологией в наиболее общем смысле ранее подразумевалось обозначение понятий в основном в области биологических знаний (1861 г., немецкий ученый Геккель).
В настоящее время в общенаучном междисциплинарном, а также в практическом плане термин и смысловое значение понятия «экология» целым рядом специалистов-экологов однозначно принято считать как неразрывную взаимосвязь многих прикладных проблем, возникающих в процессе всеобъемлющего взаимообусловленного взаимодействия человека со средой обитания, то есть взаимодействия в системе: "человек ↔ окружающая среда". Или, последовательно развернув, ее можно представить так:
1) Взаимодействие человека и окружающей среды.
2) Взаимодействие окружающей среды и человека.
Сегодня сложилось так, что указанная взаимосвязь рассматривается и используется на практике многими заинтересованными специалистами по существу в основном только по пункту 1 в направлении "человек – окружающая среда".
В то же время, взаимосвязь (взаимодействие) по пункту 2 "окружающая среда – человек" пока, на наш взгляд, недостаточно учитывается в практической деятельности людей из-за кажущейся очевидности факта такого взаимодействия, которое как бы не требует особого качественного и количественного учета. Но такой подход, по-видимому, не совсем объективен. Более того, он во многих случаях приводит к неадекватной оценке и принятию недостаточно оптимальных решений по организации противодействия неблагоприятным (порой опасным) экологическим факторам различного характера.
При более детальном анализе значения термина "экология", возникает вопрос о том, насколько полно и объективно этот термин раскрывает суть процессов, происходящих при сложном взаимодействии человека по указанной выше схеме.
Для определения качественного и количественного учета и оценки действия загрязняющих веществ на среду обитания во взаимосвязи "человек – окружающая среда" разработаны многочисленные нормативные документы, научно-методологические подходы и способы, а также создан современный высокоточный приборный инструментарий.
Качественные и количественные показатели и критерии оценки состояния среды обитания во взаимодействии "человек – окружающая среда" проводятся с учетом конкретных параметров антропогенных выбросов во внешнюю среду загрязненного воздуха, некачественной воды, различных нефтепродуктов и токсичных веществ различной природы происхождения, твердых и жидких бытовых отходов, а также с учетом уровня нанесения определенного ущерба животному и растительному миру. В какой-то мере осуществляется учет и загрязнителей, попадающих, нередко в значительных количествах, в окружающую среду в процессе их переноса воздушными и водными потоками.
Кроме того, нельзя не указать на возникновение практически новой угрозы для крупных городов страны при взаимодействии "человек – окружающая среда"– опасности загазованности на улицах, автотрассах и даже в жилых и служебных помещениях, обусловленной огромным количеством городского автомобильного парка. В настоящее время доля автотранспорта в загрязнении окружающей среды в мегаполисе достигает 90%.
В этой же системе взаимосвязи человека и окружающей среды под воздействием антропогенных или естественных факторов может возникать опаснейшая ситуация – лесные, торфяные пожары, а также пожары, возникающие при горении сухой травяной и тростниковой растительности. Такие пожары приводят к стихийным бедствиям для человека и окружающей среды. А опасные токсичные продукты от подобных пожаров распространяются на многие сотни километров.
Таким образом, вполне очевидно, что все мероприятия, направленные на недопущение негативного изменения среды обитания человека от вышеперечисленных угроз в целом будут составлять базовую основу природоохранной деятельности в стране.
И по этой причине следует считать, что химические, биологические и другие опасные вещества и продукты техногенного и природного происхождения, попадающие в окружающую среду, определяют собой конкретную степень загрязнения окружающей среды или ее качественное состояние в заданном районе, регионе, области.
В этой связи уместно отметить, что сегодня в РФ образовалась достаточно сложная и даже опасная ситуация с обеспечением безопасности химически и биологически опасных производств, производственного персонала и населения городов и населенных пунктов, расположенных вблизи этих опасных производственных объектов 3. Вследствие износа основных фондов, использования устаревших технологий и многих других факторов, степень угрозы возникновения химических и биологических аварий в РФ за последние годы имеет тенденцию к неуклонному росту. То же самое можно отметить и по поводу других опасных угроз в РФ. И это подтверждается следующими данными.
В книге "100 великих катастроф", вышедшей в 2001 году 4 в хронологическом порядке описаны наиболее крупные техногенные катастрофы за длительный исторический период.
В результате проведенного нами анализа разнообразных катастроф, в том числе химических и биологических, описанных только за последние 150 лет, аварийные события были сгруппированы по 10 событий в группе. Оказалось, что первые 10 аварий и катастроф произошли за период 80 лет, вторая группа аварий произошла за 35 лет, третья – за 20 лет, четвертая – за 15 лет. Если эти данные представить в виде диаграммы, то она будет выглядеть следующим образом:

Рис. 1 - Возрастание количества антропогенных и природных
катастроф с 1850 по 2000 год
Дополнительно к приведенным данным следует указать, что за 80-е – 90-е годы прошлого столетия и начало нового 21 столетия уже приходится около трети всех крупных аварий и катастроф, имевших место в мировой истории.
Из всех этих аварийных ситуаций приоритетное место (примерно ¾) занимают аварии с выбросом или заносом химически или биологически опасных веществ и агентов.
Одновременно с приведенными данными следует обратить особое внимание на то, что в 21-м веке может быть актуальной направленная против России экологическая агрессия путем применения химических, биологических и других экотоксикантов, как преднамеренное террористическое воздействие на качественное состояние окружающей среды по схеме "человек – окружающая среда".
Анализ форм и методов террористических действий показывает, что они с течением времени существенно изменились. Изменяются и в настоящее время, очевидно, что будут изменяться и в будущем.
В общих чертах эти изменения могут характеризоваться следующим образом:
1) Еще с древних и средневековых периодов времени существовал индивидуальный и групповой терроризм, направленный, как правило, против отдельной личности с применением простейших средств поражения человека.
2) Терроризм в локальных войнах и военных конфликтах конца 19-го и 20-го веков проявлялся (в значительной степени это относится и к настоящему времени) в форме диверсионных действий против военных и гражданских стратегических объектов и воинских формирований, против отдельных групп населения.
3) В настоящее время террористические действия чаще всего проявляются в местах (объектах) значительного скопления людей (военнослужащих), в том числе на транспорте, путем поражения человека, материальных и культурных ценностей с целью создания массовой паники среди населения и дестабилизации положения в стране. Подобные действия могут проявляться как в мирное время, так и при ведении военных действий, характерных для современных условий. При этом набор средств поражения достаточно разнообразен. Вторая и третья формы террора пока широко используются террористами в наши дни и, очевидно, будут использоваться и впредь, то затихая, то вновь активизируясь, в зависимости от складывающейся военно-политической и социально-экономической ситуации в стране.
4) Опаснейшим дополнением к охарактеризованным формам терроризма является терроризм с применением новейших методов и средств поражения, который в перспективе, возможно, станет основной формой поражения человека, экономики страны, вероятнее всего в скрытой форме, главным образом через элементы окружающей среды (воздух, воду, почву, биоту). Это химический и биологический терроризм, который в комплексе с другими формами и способами воздействия на человека и окружающую среду, по существу, может представлять собой не что иное, как экологический терроризм.
Термин и понятие "экологический терроризм" возникли и были сформулированы многими специалистами-экологами и представителями различных государственных ведомств. В дальнейшем, в ходе активного проявления поражающих факторов, образовавшихся в результате совершения террористического акта, техногенной аварии или природного явления, опасная ситуация развивается и осложняется, в том числе поражая человека по схеме "окружающая среда – человек". И в абсолютном большинстве случаев это негативное воздействие на человека осуществляется, как указано выше, непосредственно через компоненты окружающей среды.
В таблице 1 приведены некоторые данные по заболеваемости человека, как частный случай только от загрязняющих атмосферный воздух веществ (продуктов), не включая возможных преднамеренных заражений различных элементов окружающей среды более опасными высокотоксичными веществами и биологическими агентами.
На основании анализа данных таблицы 1, представляется возможным считать, что концепция антропоцентризма должна стать главной идеологической основой современных подходов к осуществлению необходимых мероприятий при оценке и выборе оптимальных методов защиты и способов противодействия неблагоприятным и опасным токсико-экологическим факторам. При этом необходимо иметь в виду, что в современных условиях, рассматривая случаи преднамеренного применения высокотоксичных химических веществ и опасных биологических агентов, как частный случай, непосредственно по какому-то конкретному человеку, может проводиться только в исключительных случаях. В последние 10-15 лет в нашей стране подобные ситуации были отмечены исключительно единичными фактами.
Таблица 1 – Некоторые заболевания, которые могут быть связаны с возможным повседневным загрязнением атмосферного воздуха 5
Патология
|
Вещества, вызывающие патологию
|
Болезни системы кровообращения
|
Окись серы, окись углерода, окислы азота, сернистые соединения, сероводород, этилен, ртуть, свинец жирные кислоты, бутилен, пропилен и т.д. |
Болезни нервной системы и органов чувств
Психические расстройства
|
Хром, ртуть, двуокись кремния. |
Болезни органов дыхания
|
Пыль, окислы серы и азота, окись углерода, фенол, аммиак, сернистый ангидрид, двуокись кремния, хлор, ртуть и т.д. |
Болезни органов пищеварения
|
Сероуглерод, сероводород, пыль, окислы азота, хром, фенол, двуокись кремния, фтор и т.д. |
Болезни крови и кроветворных органов
|
Окислы серы, углерода, азота, азотистоводородная кислота, этилен, пропилен, сероводород и т.д. |
Болезни кожи и подкожной клетчатки
|
Фосфорсодержащие вещества и т.д. |
Болезни мочеполовых органов
|
Сероуглерод, двуокись углерода, сероводород, этилен, окись серы, окись углерода и т.д. |
С учетом изложенного выше, следует полагать, что применение опасных экотоксикантов будет осуществляться, в основном, по объектам окружающей среды, в том числе по объектам инфраструктуры, жилым и иным помещениям и т.д. Подобная же картина загрязнения ОС будет представляться и в случае возникновения техногенных аварий, а также природных катаклизмов.
Таким образом, все угрозы национальной безопасности страны от опасных техногенных и природных экотоксикантов, ситуаций военного (вооруженного) характера, в особенности от проявлений крупномасштабных акций экологического терроризма, могут быть успешно предотвращены и ликвидированы только в рамках единой государственной задачи – обеспечения экологической безопасности страны.
И поэтому, по нашему мнению, наиболее правомерно и правильно вместо термина "экология", как указано в Экологической доктрине РФ по вопросу о стратегической цели государства в части повышения качества жизни и улучшения здоровья населения, целесообразно использовать выражение "обеспечение экологической безопасности", ибо оно более полно и объективно отражает общий характер и масштабность происходящих процессов.
Обеспечение экологической безопасности включает в себя значительно больший объем работ (мероприятий, действий и т.д.), необходимых сил и средств для выполнения этих работ, чем природоохранная деятельность. Обеспечение экологической безопасности включает в себя, прежде всего, мероприятия по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения в условиях негативного воздействия на организм человека опасных экотоксикантов, согласно п. 2 по схеме "окружающая среда - человек".
Обеспечение экологической безопасности должно осуществляться от многочисленных угроз населению страны, и поэтому оно представляется, прежде всего, как мера защиты человека, в особенности от акций экологического терроризма, а также от поражающих факторов, возникающих при техногенных авариях и опасных природных явлениях.
По этой причине в Концепции Федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2013 годы)" практически без учета антитеррористических операций было запланировано достижение следующих показателей:
• доля промышленных объектов и их территорий в зонах защитных мероприятий (ЗЗМ), где планируется обеспечение мониторинга состояния здоровья населения и качества окружающей среды, будет доведена до 90 % (этот показатель, соответствующий 2009 году, составляет 10 %.);
• доля разрабатываемых и внедренных современных методов и средств защиты населения и ОС от негативных воздействий и угроз, обусловленных факторами химического и биологического характера, будет доведена до 90 % (этот показатель в 2009 году составляет 10 %);
• введение 13 центров индикации и диагностики опасных инфекционных заболеваний и поражений токсичными химическими веществами (в настоящее время имеется всего один центр);
• изготовление различных образцов средств защиты и РХБ разведки нового поколения будет доведено до 265 тыс. штук в год (в настоящее время этот показатель составляет 15 тыс. штук в год).
В ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2013 годы)" отмечается наращивание ежегодного уровня и по многим другим показателям.
Хотя по оценкам некоторых экспертов, именно задачи обеспечения экологической безопасности, как правило, решаются в вялотекущем режиме в рамках многочисленных частных программ. И нередко результаты выполнения этих программ оказываются значительно хуже тех, что декларировались в документах, обосновывающих эти программы.
В качестве яркого примера можно привести следующие данные.
После сложившейся опасной экологической ситуации лета 2002 года были разработаны грандиозные планы (программы) по обводнению бывших торфяных разработок и многие другие противопожарные мероприятия, связанные с лесными и торфяными пожарами. Но когда летом 2010 года возникла еще более опасная ситуация, чем в 2002 году, оказалось, что, ни одна ранее намеченная программа не была выполнена. Более того, многие нормативные документы в стране (в том числе и лесной кодекс) вообще привели к существенному снижению уровня защищенности лесных угодий в стране.
Поэтому в ближайшее время необходимо тщательнейшим образом оптимизировать все нормативные и организационно-технические требования, направленные на всестороннюю защиту населения и окружающей среды в нашей стране и добиться их неукоснительного исполнения. При этом необходимо непременно учитывать и возможности противодействия проявлениям террористических актов и проведения эффективной ликвидации их последствий.
На решение подобных задач уже ранее был разработан целый ряд государственных основополагающих документов, таких, как "Основы государственной политики в области химической и биологической безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", Федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической РФ (2009-2013 г.г.) и многие другие. Одной из приоритетных в настоящее время задач для государства в обеспечении экологической безопасности считается антитеррористическая деятельность в стране.
Указом Президента РФ от 13.09.2004 г. №1167 определены неотложные меры по повышению эффективности борьбы с терроризмом, направленные на предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением химических, биологических и других сильнодействующих и ядовитых веществ, а также токсикантов, возникающих в естественных условиях и попадающих в окружающую среду.
Весьма актуальной задачей обеспечения национальной безопасности в части противодействия терроризму стала задача по защите населения при совершении акций химического и биологического терроризма в местах массового скопления людей. В перечень подобных мест можно внести крупные торговые предприятия, центры массовой культуры и, особенно, станции метрополитена крупнейших городов нашей страны, которые необходимо квалифицировать как составляющие элементы окружающей среды.
В этой связи неотвратимо возникла проблема создания качественно новых конструкционных подходов при разработке средств коллективной защиты для объектов метрополитена, обеспечивающих значительное снижение уровня опасных последствий химических и биологических терактов.
В случае совершения теракта в местах массового скопления людей , в особенности в метро, полностью предотвратить поражение людей очень сложно или невозможно. Однако значительно уменьшить количество пострадавших от воздействия высокотоксичных веществ и опасных биоагентов, уменьшить эффект поражения людей реально, возможно и необходимо.
В настоящее время на многих объектах метрополитена в г. Москве и других городах нашей страны достаточно широко применяются системы наблюдения и обнаружения факта применения опасных токсикантов. Но пока практически не встречаются технические системы спасения людей от химических и биологических поражающих факторов.
Как один из возможных вариантов, первоначальный этап создания системы защиты пассажиров в метро целесообразно создавать быстро развертываемые, подвижные тканевые пылегазозащитные тамбуры, обеспечивающие экстренный безопасный выход пассажиров из опасной зоны при совершении акций химического и биологического террора. Схематично подобный вариант представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Принципиальная схема устройства и эксплуатации пылезащитных тамбуров
Тамбурный проход "изгибается", обходя препятствия.
В условиях метрополитена специальная электрокара вытягивает тамбур вдоль зала станции метро за короткий промежуток времени (1020 сек) после теракта, и пассажиры, находящиеся на станции (на перроне), вбегают в тамбур через входные двери, закрывающиеся тканевыми шторами из пылегазозащитной ткани, и по нему перемещаются к эскалаторам, к которым должен подаваться чистый воздух извне станции метрополитена. Для спасения пассажиров на станциях метрополитена могут и должны быть разработаны и многие другие варианты технических средств защиты от опасных экотоксикантов.
Кроме того, на наш взгляд, настало время обратить особое внимание на проявление еще одной опаснейшей угрозы для населения России, которая наиболее реально должна предотвращаться в рамках обеспечения национальной безопасности страны. И угроза эта – наркомания. Опаснейший характер физиологического воздействия на организм человека специфических биологически и химически активных веществ – наркотиков природного и синтетического происхождения, самые разнообразные способы их массированного распространения среди населения, которые, по существу, в данном случае можно рассматривать как преднамеренные современные эффективные методы поражения организма человека, приводящие к нанесению ощутимого ущерба генофонду страны и многочисленным потерям человеческих жизней.
И подобная угроза многими военными и гражданскими экспертами в нашей стране и за рубежом рассматривается не иначе, как проявление химического и биологического терроризма. И поэтому борьба с наркоманией должна представляться как частная составляющая комплекса мероприятий антитеррористической борьбы в рамках обеспечения национальной безопасности страны.
В настоящее время особенно актуальна необходимость рассмотрения проблем биологической безопасности, которая обусловлена также сохраняющейся (и даже возрастающей) непреднамеренной, и в то же время преднамеренной угрозой заноса (завоза) и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире. Так, по данным ВОЗ, в течение нескольких последних лет зарегистрировано более 70 непредвиденных крупных вспышек инфекционных болезней.
В мире ежегодно умирает от инфекционных болезней свыше 16 млн. человек. Специалисты-эпидемиологи приводят следующую информацию. За последние 50 лет в войнах и военных конфликтах погибло около 50 млн. чел., в то время, как только от 5 инфекций (ВИЧ, малярия, туберкулез, гепатиты В и С) умерли свыше 200 млн. человек.
Таким образом, можно сделать некоторое обобщение о том, что в настоящее время в мире, в том числе и в нашей стране, существует множество угроз, связанных с негативным воздействием на окружающую среду и на человека химических, биологических и других опасных экотоксикантов, и осуществлять противодействие необходимо всем этим угрозам. В настоящее время в этих целях возникла острейшая необходимость формирования единой государственной системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. В целях научного и методического обеспечения экологической безопасности с учетом разносторонних факторов взаимообусловленной зависимости "человек – окружающая среда – человек" под единым началом должны привлекаться научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, ведущие специализированные научные организации и центры, занимающиеся предотвращением опасностей химического и биологического характера. Для решения данной проблемы должны быть подключены многие министерства и ведомства РФ, выделяться значительное финансирование. В материалах данной статьи нам хотелось предложить к рассмотрению проблему обеспечения экологической безопасности как наиболее общую, которая охватывает достаточно широкий круг специфичных вопросов, в том числе по фактам возникновения химически и биологически опасных ситуаций. Наиболее опасные ситуации подобного рода могут возникнуть при совершении акций химического и биологического терроризма.
По мнению многих специалистов под химическим терроризмом следует понимать подготовку к совершению и совершение террористической акции (акта) с использованием, как правило, высокотоксичных химических веществ и иных ядовитых продуктов. Наиболее опасными могут быть последствия, когда опасные токсиканты будут применяться в комплексе с взрывными устройствами в местах массового скопления людей.
Под биологическим терроризмом следует понимать террористическую акцию (акт) с применением особо опасных агентов биологической природы, к которым могут относиться биологически активные соединения (к ним, в случае массированного распространения среди населения, можно относить и наиболее опасные наркотические средства), а также возбудители разнообразных инфекционных заболеваний.
Изложенное выше объясняется тем, что, во-первых, по оценкам известных специалистов 6 химический и биологический, а согласно комплексной оценке, это экологический терроризм, который становится повседневной реальностью и в перспективе он займет лидирующее место в ряду глобальных угроз.
По этому поводу главный санитарный врач РФ заявил, что биологическая агрессия против нашей страны уже находится в полном разгаре 7
Во-вторых, это можно объяснить еще и тем, что экологический терроризм осуществляется, как правило, скрытно, внезапно, коварно и т.д. А опасность ситуации для населения страны в этом случае представляется наиболее сложной в плане противодействия и ликвидации последствий этой ситуации.
Комплекс мероприятий по обеспечению экологической безопасности включает в себя, прежде всего, контроль состояния здоровья населения страны и качественным состоянием окружающей среды, ликвидацию последствий террористических акций, обеспечение необходимыми техническими средствами и средствами защиты.
Современные экологические проблемы страны именно в случаях проявления экологического терроризма требуют внимательного и тщательного осмысления и соответствующей оценки в плане определения и обоснования принципов их решения.
В частности, изначально целесообразно представлять в раздельном виде отдельные (частные) ситуации в комплексе мероприятий по обеспечению химической, биологической, радиационной и иной безопасности населения. Подобное разделение будет способствовать наиболее объективной оценке и определению приоритетности избираемых (приемлемых) методов, сил и средств защиты от поражающего действия опасных экотоксикантов.
Вместе с тем, сами мероприятия по обеспечению экологической безопасности должны осуществляться комплексно, то есть должен выбираться интегральный подход к защите и ликвидации последствий воздействия опасных экотоксикантов различной природы.
При этом анализ проблемы (противодействие экологическому терроризму) обеспечения экологической безопасности страны в этих сложных и опасных ситуациях, на наш взгляд, до настоящего времени представляется пока недостаточно разработанным по направлениям работ, силам и средствам, привлекаемым для этих целей. Особенно слабо отработаны методы и способы ликвидации последствий акций экологического терроризма, а также ликвидации последствий техногенных аварий и природных явлений.
В настоящее время по вопросам обеспечения экологической безопасности число государственных органов, занимающихся, в той или иной степени, управлением, координацией, контрольно-разрешительной деятельностью в области мониторинга и предотвращения химически и биологически опасных для населения страны ситуаций, включает в себя огромное количество организаций и ведомств, не объединенных единым руководящим органом. И, как результат, это приводит к неоднозначности представления о формах и содержании экологической безопасности страны, а порой даже к препятствованию выработки единой государственной политики в данной сфере, а порой к бездействию и безответственности многочисленных госчиновников.
И поэтому только концентрированное сосредоточение всех финансово-экономических, технических, организационных и иных средств по обеспечению национальной безопасности страны в области экологической безопасности под руководством и координацией единого государственного органа может способствовать более эффективному, экономически менее затратному, выполнению задач по рассматриваемой проблеме.
Целью государственной политики в области обеспечения экологической безопасности должно быть снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население страны и элементы окружающей среды. Реализация этой цели должна достигаться путем функционирования единой государственной системы, предусматривающей:
-предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга опасных экотоксикантов;
-повышение защищенности населения и среды его обитания от воздействий многочисленных опасных химических веществ и биологических агентов;
-ликвидацию последствий возникновения опасных экологических ситуаций различного характера и происхождения.
Все практические мероприятия обеспечения экологической безопасности РФ при проведении мониторинга опасных химических и биологических ситуаций и ликвидации их последствий должны осуществляться разнопрофильными комплексными силами в рамках единой государственной системы, предусматривающей в первоочередном порядке разработку модели управления и взаимодействия этих сил на объектовом, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Один из возможных вариантов структурной схемы управления обеспечением экологической безопасности страны представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структурная схема управления обеспечением экологической безопасности РФ
Таким образом, мы считаем, что обеспечение экологической безопасности страны в постоянном взаимодействии по схеме "человек – окружающая среда – человек", прежде всего, должно быть направлено на повышение качества жизни и улучшение здоровья населения.
При этом эффективность обеспечения экологической безопасности может значительно возрасти при условии существенного совершенствования государственной политики по управлению всем комплексом мероприятий мониторинга и ликвидации последствий химически и биологически опасных ситуаций в стране.
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
Литература:
1 - Указ Президента РФ от 10.01.2000 г.
2 - Экологическая доктрина РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 31.08.2002 г.
3 - Концепция ФЦП Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2013 гг.)
4 - Ионина Н., Кубаев М. 100 великих катастроф. Монография. Вече. 2001 г.
5 - Исаков И. Организация экологической безопасности военной деятельности. Учебное пособие. Воениздат. 2005 г.
6 - Рачеев В. Химический и биологический терроризм. // Военно-промышленный курьер. 2004 г.
7 - Онищенко Г. Выступление в УНВ РХБЗ МО. 14.11.2008 г.