В настоящее время объективно принято считать, что современные угрозы для населения страны обусловливают выдвижение новых более сложных требований к разнообразным средствам оптимального жизнеобеспечения человека. Примечательным одновременно является и то, что во всем мире одна за другой с определенной периодичностью осуществляются разного рода модернизации общественно-политического, экономического, промышленного развития, в том числе и развития систем оптимального жизнеобеспечения человека.
Например, в последние десятилетия все более и более остро встают проблемы о необходимости безотлагательного активного вмешательства человечества в вопросы глобального обеспечения экологической безопасности населения и окружающей среды в целом. Сюда включается не только и не столько природоохранная деятельность человека, а главным образом, сохранение на необходимом уровне состояния здоровья человека. Неслучайно поэтому одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности многих стран мира является именно сохранение здоровья населения. Обеспечение устойчивого развития данного направления является очень сложным, многофакторным делом государства, требующим огромных затрат материального и интеллектуального характера.
В качестве соответствующего обоснования актуальности рассматриваемой проблемы можно отметить то, что уже несколько десятков лет во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации проявляется все возрастающая тенденция к ухудшению качественного состояния окружающей природной среды за счет возникновения антропогенных и природных чрезвычайных ситуациях и катаклизмов.
В этой череде широкомасштабных чрезвычайных ситуаций можно назвать летние аномально жаркие и засушливые погодные условия в 2010 году, установившиеся на длительное время на территории многих регионов нашей страны. И это в свою очередь стало причиной возникновения многочисленных небывалых по масштабам и по длительности проявления лесных и торфяных пожаров.
Лесные и торфяные пожары на территории России отмечались нередко и ранее. И в связи с этим можно утверждать, что подобные опасные природные явления становятся постоянными спутниками нашей жизни.
Из-за лесных и торфяных пожаров над огромными территориями образуются густой дым, ядовитые газовые смеси и смог. В такой сложнейшей природной аномалии 2010 года оказались практически мало защищенными население многочисленных городов и населенных пунктов и окружающая природная среда.
В этих условиях возникла острейшая необходимость в защите как такового обычного человека и в частности в защите органов дыхания человека.
Медицинские маски (хирургические, стоматологические, процедурные и другие) так же, как и ватно-марлевые повязки в этих условиях оказались малоэффективными. По заключению ведущего Института в данной области ФГУП «НИФХИ» имени Л.Я. Карпова» выше перечисленные маски и повязки эффективно могут защищать органы дыхания человека только от сравнительно крупнодисперсных аэрозолей размером более 10 мкм, а размеры частиц дыма и смога при лесных и торфяных пожарах составляют 0,15-0,30 мкм. Исходя из оценки приведенных данных, уверенно можно считать, что наше население, находившееся в очагах опасного задымления и в атмосфере опасных газовых смесей, подвергалось в различной мере поражению организма. Вполне естественно это не могло не отразиться на самочувствии многих граждан нашей страны.
В этих условиях за необходимой медицинской помощью только в городе Москве обращалось огромное количество людей. Как сообщалось в СМИ в этот период смертность среди населения г. Москвы возросла примерно в два раза.
При этом необходимо отметить, что расстояние от Москвы до районов (регионов), где бушевали лесные и торфяные пожары, составляла в отдельные дни от десятков до сотен километров.
В целом сложность экологической обстановки зависит от силы и направления ветра.
Если лесные и торфяные пожары находились гораздо ближе к населенным пунктам, то опасность для населения заметно увеличивалась.
Как указывают сотрудники НИИ медицины труда и экологии человека, например в г. Чите, когда очаги пожаров находились сравнительно близко от города, за скорой медицинской помощью обращались в 3-4 раза больше населения, чем в обычные неопасные дни, а смертность возрастала в 10 и более раз.
Что еще характерного наблюдается или отмечается при лесных и торфяных пожарах?
Как отмечали специалисты МГУ им. Ломоносова (06.08.2010 г. пресс-центр «АИФ»), кроме дыма и смога в атмосферном воздухе в этих условиях содержится достаточно большое количество угарного газа (СО), который опасно воздействует на кровеносную систему организма человека. Одновременно необходимо учитывать и такой фактор при лесных и торфяных пожарах, как горение наряду с древесной растительностью и торфом разнообразных твердых бытовых отходов, которые оказываются в очагах пожаров. При этом горению подвергается хлорсодержащие отходы, а в этом случае образуются самые разнообразные токсичные продукты, в том числе и опаснейшее ядовитое вещество – диоксин.
А это все означает, что защищать органы дыхания человека при лесных и торфяных пожарах необходимо от целого ряда опасных паров и аэрозолей самых разнообразных токсичных веществ.
Следовательно, постановка проблемы о защите органов дыхания человека при возникновении лесных и торфяных пожаров стала исключительно актуальной и можно отметить, что в какой-то мере даже запоздалой.
В целях решения задачи по защите органов дыхания человека при возникновении лесных и торфяных пожаров уже сегодня выдвигаются самые разные подходы и предложения.
Ряд отечественных ученых из ведущих научных учреждений и разработчиков индивидуальных и коллективных средств защиты человека предпочитают считать первоначальным этапом этой работы проведение некоторых структурно-организационных изменений в самой подотрасли производства средств защиты органов дыхания.
В частности, они предлагают начать решение указанной проблемы с определения (создания) федерального органа исполнительной власти, ответственного за обеспечение нормативного регулирования в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными и торфяными пожарами. Кроме того, они считают целесообразным изыскание возможности создания специального фонда по запасам средств индивидуальной защиты органов дыхания практически без какого-либо учета средств коллективной защиты человека. Однако подобный подход, как нам представляется, нельзя признать объективным. Это сугубо ведомственный и не совсем дальновидный, а следовательно, в значительной мере тупиковый подход.
Непомерное «раздувание» различных организационно-координирующих структур в стране в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций различной природы, практически не отвечающих за состояние дел по реальной защите населения при возникновении нестандартных, опасных для жизни человека условий, положительных результатов не может дать.
Как известно, в нашей стране уже в настоящее время сложился достаточно большой «перебор» в количестве чиновничьего аппарата. По нашему глубокому убеждению в настоящее время в стране никаких организационно-структурных изменений в рассматриваемой отрасли делать не следует.
В Российской Федерации существует и реально активно функционирует достаточно компетентное ведомство – Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое призвано осуществлять ликвидацию последствий при всех техногенных авариях и опасных природных явлениях, в том числе и в первую оказание соответствующей необходимой помощи населению и его спасению в необходимых случаях.
Кроме этого, на МЧС РФ частично возлагаются функции по оказанию помощи населению и при опасных ситуациях, обусловленных обстановкой военного характера и проявления террористических акций. Хотя последняя часть функциональных задач для МЧС РФ при ведении государством вооруженной борьбы в современных условиях выполняется им совместно с Минобороны, МВД, ФСБ и другими ведомствами РФ. Основанием для подобного утверждения принято считать наличие тех реальных угроз, которые предопределяются существующим перспективным военно-политическим, военно-техническим и геополитическим положением нашей страны, которые сформулированы в Военной доктрине РФ, в Федеральном законе «О противодействии терроризму» и других Федеральных документах. Известно, что во второй половине прошлого столетия в нашей стране (бывшем СССР) был четко определен порядок, когда при угрозе массированного применения ядерного, химического, биологического оружия и других средств массового поражения все запасы средств индивидуальной и коллективной защиты населения были сконцентрированы в органах (подразделениях) Гражданской обороны страны.
Ведомства, аналогичного современному МЧС РФ, тогда не существовало. Также был четко определен порядок непосредственного распределения средств защиты от ОМП среди населения.
В те годы защита населения от продуктов горения лесов и торфяников практически не предусматривалась, хотя, в принципе, такая опасность существовала. Однако вероятность ее возникновения реально была значительно меньше.
В наше время органы Гражданской обороны страны по мнению многих специалистов практически полностью ассимилированы структурами МЧС РФ, поскольку реально не существует тех угроз, которые в предвидении могли возникнуть в разгар «холодной» войны.
Таким образом, проведенный нами краткий анализ состояния вопроса по рассматриваемой проблеме показал, что сегодня мы должны как бы вновь изыскать пути наиболее эффективного жизнеобеспечения человека при массовых лесных и торфяных пожарах, но не в направлении создания новых систем управления защитой населения от аэрозольных и газообразных продуктов горения, а наоборот, необходимо создавать или находить такие научно-технические решения, которые бы позволили максимально обеспечить защиту населения в ситуации, подобной жаркому лету 2010 года над территорией России.
На наш взгляд, было бы целесообразным и необходимым сделать соответствующую современным требованиям попытку разрабатывать и производить унифицированные средства защиты органов дыхания человека от опасных аэрозолей и газообразных (парообразных) химических веществ, биологических агентов и радиоактивных нуклидов, воздействующих непосредственно через элементы окружающей среды (воздух, вода, почва). И эти средства по предназначению и совокупности защитных свойств можно было бы рассматривать и как средства экологической защиты. И подобными защитными свойствами уже в настоящее время обладают прежде всего средства коллективной защиты населения от опасных продуктов горения при лесных и торфяных пожарах.
Все же существующие сегодня образцы индивидуальных средств защиты органов дыхания (СИЗОД) населения от опасных продуктов горения при лесных и торфяных пожарах в отдельности не в полной мере удовлетворяют современным требованиям.
Из имеющихся в настоящее время СИЗОД для защиты от аэрозолей и некоторых токсичных парогазовых смесей при лесных и торфяных пожарах в какой-то мере современным требованиям удовлетворяет респиратор «Алина(Р)-СО». Это защитная сорбирующе-фильтрующая полумаска, защищающая и от угарного газа (СО), предназначенная для многократного использования, обладает эффектом очистки загрязненного атмосферного воздуха в 92% случаях ниже предельно допустимой концентрации (ПДК) в течение не более 3-х часов с последующей регенерацией фильтрующе-сорбирующих элементов до полного восстановления. «Алина(Р)-СО», таким образом, предназначена для защиты от пыли и газовых токсичных продуктов для ограниченного времени. По нашему мнению это характерно для случаев защиты населения в основном при локальных техногенных авариях, когда в последующем планируется эвакуация населения в безопасные районы, если этого потребует сложившаяся экологическая обстановка.
При лесных и торфяных пожарах территории, где складывается достаточно опасная экологическая ситуация, по своим масштабам огромны. Продолжительность сохраняющейся опасной ситуации составляет дни, недели и даже месяцы. Поэтому и средства защиты органов дыхания предпочтительно было бы иметь со значительно большей по времени защитной мощностью. Но тем не менее предварительный анализ возможной экологической обстановки показывает, что по-видимому, респиратор «Алина(Р)-СО» может быть использован для защиты определенной части населения, где загрязнения атмосферного воздуха таковы, что они могут позволить человеку находиться какое-то время без средств защиты в том числе и для приема воды, пищи, отдыха в закрытых помещениях и т.д.
В целом же, на наш взгляд, для того чтобы делать более обоснованный вывод о рекомендациях по перспективным образцам средств защиты органов дыхания человека при лесных и торфяных пожарах, необходимо несколько подробнее производить оценку исходных данных, которые могут определять перспективу развития СИЗОД.
В прошлом во времена «холодной» войны обеспечение защиты населения от ОВ, РВ, БС у нас в стране и за рубежом было стремление создавать СИЗОД, обеспечивающих защиту на достаточно длительное время (сутки и более). Для разработчиков СИЗОД, например, ставилась задача о возможности находиться в противогазах до 72 часов. При этом обосновывалась необходимость и возможность при нахождении в противогазах приема воды и даже пищи. И эта задача в части приема воды при нахождении в противогазе была реализована у нас и за границей.
Однако с течением времени оценка опасных вероятных угроз для населения, существенно менялась, в связи с тем, что человечество осознало опасность того, что при массированном применении средств массового поражения может быть потеряна человеческая цивилизация. И в этих условиях как бы ушла в прошлое потребность в создании СИЗОД подобного типа.
В дальнейшем при постановке требований к разработкам СИЗОД в качестве основных исходных данных ставилось требование по защите населения от опасностей, образующихся при техногенных авариях с выбросом в окружающую среду токсичных веществ и различных биологических агентов.
Но особенно актуальной стала проблема по защите органов дыхания человека при пожарах в жилых и служебных помещениях, в которых стали широко применять синтетические отделочные материалы, при горении которых образуются высокотоксичные аэрозольные и газообразные продукты.
Классическим печальным примером этого является пожар в г. Перми в ночном клубе «Хромая лошадь», когда одновременно погибло более 150 человек, в основном по причине отравления продуктами горения.
Для защиты органов дыхания населения при техногенных авариях в частности при обычных пожарах наряду со специальными средствами защиты человека (персонал, пожарные и т.д.) стали производить различно рода модификации самоспасателей для населения с примерной защитной мощностью на 30-60 мин.
Однако реальность не ограничивается техногенными авариями в т. ч. обычными пожарами. И как отмечалось выше, с особой силой обострились новые природные угрозы. Это массовые лесные и пожары. И теперь уже задачей №1для разработчиков и создателей средств защиты органов дыхания человека становится защита населения страны от аэрозольных и газообразных продуктов горения при лесных и торфяных пожарах.
Если произвести достаточно детальную и объективную оценку всех существующих СИЗОД, то можно сделать определенный вывод, что в полном объеме ни одно из существующих СИЗОД не отвечает требованиям, обеспечивающим массовую и эффективную защиту населения от продуктов горения в случае лесных и торфяных пожаров. Это, прежде всего можно объяснить тем, что слишком многообразен перечень тех условий, которые непременно должны учитываться при создании новых средств защиты.
Более того, поиск путей создания перспективных образцов СИЗОД для решения этой проблемы также, на наш взгляд, не может ограничиться одним, двумя образцами. Поэтому мы предлагаем для того, чтобы обеспечить надежную и эффективную защиту всего населения от продуктов горения на значительных по площади территориях нашей страны и в течении продолжительно времени необходимо в сравнительно короткие сроки разрабатывать и создавать целую систему средств защиты органов дыхания. В связи с этим необходимо незамедлительно приступить к всестороннему исследованию путей создания оптимальной системы средств защиты населения от продуктов горения при лесных и торфяных пожарах.
Мы считаем, что в оставшийся период в рамках Федеральной Целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2013 годы)» необходима постановка НИР «Исследования по обоснованию путей создания оптимальной системы средств защиты населения РФ от продуктов горения при лесных и торфяных пожарах».
Исходя из анализа и оценки основных обстоятельств, связанных с необходимостью непременного осуществления защиты органов дыхания человека при массовых лесных и торфяных пожарах, по нашему представлению, в качестве примерных основных направлений создания средств защиты органов дыхания человека могут быть:
1. Создание СИЗОД, обеспечивающих защиту населения на непродолжительное время (минуты, часы) от всех опасных продуктов горения (аэрозоли в широком диапазоне размеров и парообразные или газообразные вещества). Следовательно, эти средства защиты органов дыхания должны включать в себя фильтрующую и сорбирующую конструкционные части.
Сорбирующая часть указанных СИЗОД должна обеспечивать поглощение паров опасных продуктов горения в достаточно большом перечне токсичных веществ (угарный газ, диоксины и т.д.). Это может быть достигнуто путем применения сорбирующих материалов с различными каталитическими добавками. Подобные сорбенты в настоящее время могут быть созданы на основе применения нанотехнологических процессов нанесения каталитических добавок на различные виды активных углей, тканей, картонов и т.д., используя, кроме того и молекулярные технологии.
2. Создание новейших технических средств, с теми же задачами, что и п.1, для более длительного их применения в качестве СИЗОД со значительно большей защитной мощностью. Это средство может быть предназначено для некоторого контингента персонала, участвующего в ликвидации последствий опасных экологических ситуаций или действующего в очагах лесных и торфяных пожаров.
При этом следует одновременно отметить, что степень проницания опасных веществ в подмасочное пространство, учитывая их токсичные свойства, очевидно может быть выше, чем у существующих СИЗОД, применяемых для защиты от ОВ, опасных БА и т.д. Это позволит создавать СИЗОД при лесных и торфяных пожарах с более лучшими эксплуатационными свойствами, чем например, в обычных общевойсковых противогазах или противогазах, предназначенных для защиты населения и личного состава формирований гражданской обороны (используя устаревшую терминологию).
3. Создание специальных средств (объектов) коллективной защиты населения при лесных и торфяных пожарах, а также персонала, участвующего в ликвидации последствий опасных экологических ситуаций. К подобным средствам могут быть отнесены подвижные автотранспортные фургоны типа КУНГов, т.е. герметичных кузовов со средствами очистки воздуха от опасных для человека токсичных веществ.
Кроме того, по нашему мнению необходимо разрабатывать для выше указанных целей легко возводимые каркасные инженерные сооружения со средствами очистки воздуха от опасных паров и аэрозолей, содержащихся в атмосферном воздухе. В подобных средствах коллективной защиты могут отдыхать, принимать пищу определенный контингент населения, а также персонал участвующий в тушении лесных и торфяных пожаров.
4. Информационные средства защиты для обеспечения персонала, участвующего в тушении лесных и торфяных пожаров, и населения объективными данными о реальной экологической обстановке в очагах пожаров и за его пределами в направлении распространения воздушных масс в приземном слое атмосферы и на высотках, где могут распространяться опасные для человека продукты горения лесов и торфяников.
5. В контексте рассмотрения актуальности задачи по разработке и созданию современных СИЗОД населения от опасных продуктов горения при лесных и торфяных пожаров, на наш взгляд, необходимо и целесообразно в комплексе с выше обозначенной задачей создавать соответствующие средства защиты населения от продуктов сгорания моторных топлив непосредственно на автотрассах, где концентрируются огромные массы автотранспортных средств. Эти средства в основном должны предназначаться для сотрудников ГИБДД, водителей личного и общественного транспорта и некоторых других контингентов населения крупных городов и населенных пунктов. Эта проблема была поднята летом 2010 г. в некоторых СМИ, где отмечалось, что многие сотрудники ГИБДД страдают профессиональным заболеванием органов дыхания по причине практически постоянного нахождения в рабочее время в загрязненной атмосфере. А как известно основная доза загрязнения в г. Москве приходится на автотранспорт (до 90%), который перемещается по автотрассам и автомагистралям.
Мы считаем, что все проблемы, связанные с созданием и разработкой средств защиты от токсичных примесей в атмосфере различной природы должны уже в настоящее время решатся в рамках Федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-20013 годы)».
Таким образом, в порядке заключения еще раз считаем необходимым обратить внимание соответствующих специалистов и ответственных госслужащих, заинтерессованных государственных ведомств, на острейшую необходимость защиты населения от опасных продуктов горения при массовых лесных и торфяных пожарах.
И эта проблема, как одна из проблем обеспечения национальной безопасности РФ, должна представляться как задача №1 для разработчиков и производителей необходимых средств защиты человека при возникновении опасных чрезвычайных ситуаций.
Литературные источники:
1 Открытое письмо ведущих отечественных НИУ, разработчиков и производителей СИЗОД Председателю Правительства РФ от 19.10.2010 г.
2. Рощин А.В., Рачеев В.Г. и др. Поиск путей создания эффективной системы обеспечения национальной безопасности в современных условиях. Доклад на научно-практической конференции. Тамбов НИХИ, 2009 г.
3. Рощин А.В., Рачеев В.Г. и др. Исходные данные для разработки концептуальных подходов развития в области научно-производственного комплекса РФ по производству, модификации, ремонта и утилизации средств химической защиты от опасных токсикантов, системы жизнеобеспечения в условиях химической и биологической опасности на период 2015-2025 г.г., как фактор обеспечения национальной безопасности страны в современных условиях. Доклад на научно-практической конференции, Тамбов НИХИ, 2009 г.
4. Компьютерные материалы по вопросам обеспечения разработки и создания
СИЗОД для населения при возникновении лесных и торфяных пожаров за 2010 год.