О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Материалы и публикации о безопасности | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
24 сентября 2020
17 сентября 2020
26 августа 2020
23 августа 2020
19 июля 2020
10 октября 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
9 октября 2019
9 октября 2019
Материалы и публикации о безопасности
Россия и Франция: враги или партнеры
Иванов Александр Владимирович
В современных международных отношениях важным остается изучение международных конфликтов и войн, и центральной проблемой является безопасность. Подготовка и использование на практике документа, который позволил бы решить эту проблему имеет огромное значение. Россия и Франция две страны судьбы, которых очень тесно связаны, в новом тысячелетии именно эти два государства стоят у истоков создания нового мирового порядка (многополярность), новых контуров международной безопасности (договор о европейской безопасности).
Мы позволим себе напомнить, что важнейшие факты из истории современ-ной российской дипломатии связаны именно с Францией (подписание Основополагающего Акта о взаимоотношениях России и НАТО, погашение задолженности России перед Парижским клубом). Однако, 17 июня 2008 года президентом Франции Николя Саркози была представлена новая военная доктрина «Белая книга в области обороны и безопасности». Документ на стадии разработки содержал пункт, по которому Франция могла воевать против России в случае российской угрозы другим республикам бывшего СССР, в частности говорится об усилении устремлений России на Южном Кавказе. Острое осознание того как повлияет эта доктрина на дальнейшие взаимоотношения России и Франции является важнейшей задачей. Понятие причин, которые способствовали принятию этого документа, является составной частью рассматриваемой темы.
Предыдущая "Белая книга", была выпущена 14 лет назад при Жаке Шираке, казавшаяся тогда революционной и ознаменовавшая переход к профессиональной армии, порядком устарела. Сейчас "революцией" можно считать прописанное в новом варианте возвращение Франции в командные структуры НАТО. Правда, "автономная еврооборона" в рамках Евросоюза, в которой Париж намерен выступать главным звеном, объявлена в качестве приоритета на ближайшие 17 лет.
В новом документе сформулированы пять стратегических функций, которые должны быть готовы выполнять и национальные вооруженные силы, и соответствующие государственные ведомства. В частности, это обладание необходимой информацией и способность предупреждать события, предупреждение или действие на опережение, сдерживание, защита и вмешательство.
В документе уделено огромное значение созданию новому мировому порядку, для чего планируется создание Совета национальной обороны и безопасности во главе с президентом страны, в состав которого также войдут премьер-министр, министры обороны и внутренних дел, министр иностранных и европейских дел, министры экономики и бюджетного планирования. Французская «Белая книга» содержит основные направления реформирования вооруженных сил, а также в ней говорится о том, что НАТО и ЕС это не конкуренты, а союзники, которые друг друга взаимодополняют.
В России реакция на этот документ была сдержанной, в частности говорилось о том, что Франция открыто, не заявляет о готовности воевать с Россией, позиция Франции заключалась в недопущении дестабилизации на Кавказе. Само же принятие документа как заявили в России, является следствием необходимых уступок Николя Саркози оппозиционным силам. Франция, прекрасно понимала, что развязывание широкомасштабной войны или конфликта с Россией невозможно по ряду причин, таких как нецелесообразность, с экономической точки зрения, так как Франция, потеряет больше, чем выиграет, плюс ко всему энергетическая безопасность является важным вопросом, ответ на который находится в Москве. Попытка принятия такого документа носила чисто декларативный характер, в частности говорилось о вводе санкций против России, попытки ввести Россию в междуна-родную изоляцию.
В результате во Франции в окончательном варианте "Белой книги по обороне и национальной безопасности" французы передумали воевать с Россией, но было заявлено, что Азия становится зоной их стратегического интереса.
Таким образом, причины принятия этого документа различны, к числу основных, можно отнести: проамериканскую ориентацию Саркози, создание и последующее лидерство в европейском оборонительном союзе, Саркози пытался отвлечь внимание избирателей от внутренних проблем (реформа образования, отмена льгот для целого ряда профессий).
Подводя некоторые итоги, мы должны отметить, что для Франции также как и для России в сфере обороны и безопасности главным является защита населения и территории, предотвращение рисков и угроз в том числе, использования международными террористами оружия массового уничтожения, способных нанести существенный вред нации, обеспечение вклада Франции в европейскую и международную безопасность. Принятие доктрины, таким образом, не усугубило отношений России и Франции, а в некоторой степени способствовало развитию военно-технического сотрудничества по таким направлениям как подготовка горных стрелков, реформирование вооруженных сил, совместное разрешение террористических кризисов, обеспечение безопасности уязвимых объектов, участие в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН.
[align=right][align=justify]
[/align][/align]
Тематика: Нет
Общественный совет при МО РФ
105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru