О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Проект "Армия и общество" | Издательская деятельность | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
19 октября 2017
4 октября 2017
27 сентября 2017
31 июля 2017
28 июня 2017
21 октября 2017
21 октября 2017
20 октября 2017
20 октября 2017
20 октября 2017
Материалы и публикации о безопасности
К единой цели
Газета "Красная звезда" 27 июня 2012 года

В ходе оптимизации военных вузов должны возобладать государственные, а не региональные интересы

   На очередное заседание Комитета по обороне Государственной Думы была приглашена внушительная делегация военного ведомства: заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова, директор Департамента образования Министерства обороны РФ Екатерина Приезжева, начальник Главного управления кадров Минобороны России генерал-лейтенант Виктор Горемыкин, врид начальника Военно-медицинской академии ВС РФ полковник медицинской службы Андрей Бельских. Их попросили рассказать о ходе реформирования системы военного образования, подготовке и повышении квалификации военных кадров.

   Как отметила Екатерина Приезжева, в Стратегии социального развития Вооружённых Сил РФ на период до 2020 года определён курс на модернизацию системы военного образования. В рамках этого документа был подготовлен Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны РФ на период до 2020 года. В числе других документов, регламентирующих работу Департамента образования Минобороны России, Екатерина Приезжева назвала План строительства и развития Вооружённых Сил РФ на 2011—2015 годы, утверждённый Президентом России, и отдельную подпрограмму «Совершенствование системы военного образования» в государственной программе «Обеспечение обороноспособности страны».
    - Разработанные документы содержат конкретные этапы и направления деятельности для решения этих задач, - отметила Екатерина Приезжева. - Более того, в них определена система основных показателей, позволяющих оценить работу по совершенствованию системы военного образования, обозначены их фактические, оценочные и прогнозируемые значения. Предусмотрена также система мониторинга и контроля.
Директор департамента особо подчеркнула, что принятие основополагающих документов проходило только после детальной и всесторонней проработки всех вопросов, их широкого обсуждения. К примеру, Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих был утверждён не отдельным должностным лицом Минобороны России, а специально созданной комиссией, в состав которой вошли руководители военного ведомства, представители Общественной палаты РФ, Общественного совета при Министерстве обороны, Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы, а также Института экономики и социальной политики.
    Кроме того, по словам Екатерины Приезжевой, в военном ведомстве сформирована комиссия под руководством начальника Генерального штаба, и все вопросы относительно модернизации военного образования обсуждаются с привлечением заместителей министра обороны, главнокомандующих видами Вооружённых Сил, командующих родами войск, руководителей органов военного управления. Не исключены из сотрудничества и представители законодательной власти: профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы. «Мы регулярно докладываем на заседаниях соответствующих комитетов о ходе работы в области модернизации военного образования и корректируем её с учётом мнения сенаторов и депутатов», - сообщила Екатерина Приезжева.
Говоря о реформировании сети военных вузов, директор департамента напомнила, что в последние годы существования Советского Союза кадры для Вооружённых Сил готовили 166 военных вузов, а ежегодная потребность составляла порядка 60 тысяч офицеров. «На сегодняшний день потребность в подготовке офицеров сократилась примерно в 7 раз, а количество вузов и их филиалов - только в 3,5 раза, - отметила Приезжева. - Даже после сокращения целого ряда учебных заведений средняя численность курсантов в одном вузе составляет не более 800 человек. В вузах, которые мы укрупнили и объединили, численность переменного состава (курсантов) составляет 2—2,5 тысячи человек при средней ёмкости фондов учебных заведений 3,5—4 тысячи». Екатерина Приезжева с сожалением констатировала, что Минобороны РФ ежегодно тратит миллиард рублей на содержание незагруженных фондов и инфраструктуры военных вузов, которые практически не выпускают офицеров. 
   Кроме того, руководитель департамента обратила внимание депутатов на то, что малочисленность военных вузов приводит и к малочисленности преподавательского состава, что не способствует качественному обучению курсантов и слушателей. «Перед нами стоит задача сохранить не только научные традиции, но и весь спектр перспективных направлений научных исследований, - подчеркнула Екатерина Приезжева. - Этому способствуют и организационные решения по объединению вузов и научно-исследовательских организаций в единые образовательно-научные комплексы».
   В заключение директор департамента сообщила, что Министерство обороны совместно с другими силовыми ведомствами приняло активное участие в подготовке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые в российской истории законодательно закреплены особенности системы военного образования и деятельности военно-учебных заведений. Она обратилась к депутатам с просьбой поддержать инициативы военного ведомства.
   Участники заседания задали ряд вопросов представителям Министерства обороны. В частности, поинтересовались судьбой Военно-медицинской академии (ВМА). Екатерина Приезжева отметила, что законодательство запрещает менять архитектурный облик исторических построек, поэтому в помещениях ВМА зачастую невозможно установить современную крупногабаритную медицинскую технику. В связи с этим планируется перенести академическую клиническую базу в пригород Санкт-Петербурга - Сестрорецк. А здания и сооружения, которые сейчас находятся в центре города, останутся за Военно-медицинской академией. Там будут размещены музей, архивы, научно-исследовательские библиотеки, представительская часть. 
   В Министерстве обороны рассчитывают, что строительство нового многофункционального медицинского центра позволит вдвое увеличить число принимаемых специалистами академии пациентов и довести этот показатель до 360 тысяч человек в год. Планируется, что в новом центре пациенты смогут получать медицинскую помощь на 1.600 койкоместах, будут оборудованы 32 операционных зала, установлено новейшее оборудование ведущих российских и европейских производителей, а также впервые в практике российских медицинских учреждений будет внедрена единая база данных учёта пациентов, применяемая во всём мире. Особое внимание планируется уделить научно-исследовательским и учебным комплексам. Их возможности будут позволять в кратчайшие сроки и на современном уровне решать комплексные военно-научные проблемы в области фундаментальных и прикладных научных исследований.
   Рассказала Екатерина Приезжева и о других военно-учебных заведениях. К примеру, речь шла о том, что утверждена концепция, подписаны соответствующие контрактные документы, выделены денежные средства на реконструкцию и развитие Военной академии связи в Санкт-Петербурге. По словам директора департамента, в скором времени подрядная организация уже приступит к выполнению работ, которые предусматривают как строительство и реконструкцию учебных и спальных корпусов, спортивной базы вуза, так и оснащение академии самым современным лабораторным оборудованием, вооружением и военной техникой.
   Процесс модернизации затронул и Михайловскую военную артиллерийскую академию. Для обучения курсантов и слушателей там развернут новый ракетный комплекс «Искандер».
   Екатерина Приезжева подробно остановилась и на результатах реорганизации Военного авиационного инженерного университета в Воронеже, ставшего одним из десяти системообразующих военных вузов страны. Она привела такие данные: за два года создан новый учебный аэродром, оснащённый модернизированными тренажёрными комплексами, современной технико-эксплуатационной частью и другим оборудованием. На сегодняшний день в университете более 37 единиц современных летательных аппаратов и 14 авиационных тренажёров. На новой элементной базе развёрнуты учебные командные пункты авиационной группы, авиационной базы, объединения ВВС и ПВО. Проведено обновление всей учебно-материальной базы для подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы. Только в 2011 году по номенклатуре техники РЭБ в университет поставлено 276 единиц техники. Для подготовки вертолётчиков в Сызрань поставлены новейшие вертолёты АНСАТ-У, а для лётчиков в Краснодар - самолёты Як-130.
   Многие вопросы депутатов касались оптимизации военных вузов, их перемещения в другие города. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин подчеркнул, что нельзя опираться на местечковые интересы губерний, представителями которых являются депутаты. «Я согласен, не всё идёт гладко в реформировании военного образования, - подчеркнул он. - Но нельзя сгущать краски. Надо поддерживать государственные интересы, а не лоббировать регионы. Ведь главное - не где готовят специалистов, а как. Нам нужны высококвалифицированные военные кадры, способные обеспечить обороноспособность страны, поэтому необходимо поддерживать в законодательном плане все продуманные и просчитанные инициативы военного ведомства». 
Заместитель министра обороны Татьяна Шевцова пригласила депутатов побывать в созданных военных учебно-научных центрах и на местах ознакомиться с процессом подготовки военных кадров.

Предыдущая статья  |   Все статьи  |   Следующая статья
105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru